Что такое сдвг, симптомы и способы коррекции поведения гиперактивных детей

Содержание

Сдвг: что это такое, симптомы, признаки гиперактивных детей дошкольного и школьного возраста, лечение, прогноз

Что такое сдвг, симптомы и способы коррекции поведения гиперактивных детей

СДВГ &#8212, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное расстройство развития проявляется в поведенческих отклонениях. Ребенок постоянно активен, испытывает затруднения с концентрацией внимания, из-за чего возникают проблемы с учебой. Не следует лечить ребенка самостоятельно, требуется помощь специалиста.

Что такое СДВГ

СДВГ &#8212, это нервно-поведенческое расстройство, при котором ребенок чрезмерно активен, не способен в течение длительного времени сосредотачивать внимание на одном деле. Проявления заболевания наблюдаются с раннего детства.

Гиперактивный ребенок часто импульсивен. Он постоянно находится в движении, нуждается в большом количестве физической активности. Из-за этого возможно появление проблем в школе: возникают сложности с концентрацией на изучении материала, при работе с учебниками.

Виды патологии и их характерные признаки

Выделяют 3 основных вида патологии:

  1. Гиперактивный тип. Такое нарушение может стать следствием темперамента несовершеннолетнего, дисфункции работы органов центральной нервной системы.
  2. Невнимательный вариант СДВГ характеризуется преобладанием дефицита внимания, такая форма чаще наблюдается у девочек. Ребенок с таким расстройством мечтательный, обладает богатым воображением, склонен фантазировать, отвлекаясь от дела.
  3. Смешанный тип сочетает чрезмерную активность и недостаток внимательности. Наблюдается чаще у мальчиков.

Гиперактивные дети имеют поведенческие особенности с младенческого возраста. До года характерными признаками наличия патологии являются повышенная возбудимость, крикливость, проблемы с засыпанием, чрезмерно активные движения в ответ на какой-либо раздражитель, повышенная чувствительность к звукам, свету. Часто такие новорожденные поздно начинают копировать речь взрослых и говорить.

В 2-3 года можно заметить нарушения мелкой моторики, избыточные хаотичные движения. Ребенка трудно заставить сидеть на месте. Кризис 3 лет у таких детей протекает тяжелее, проявления гипертрофированны.

У детей дошкольного возраста симптоматика становится более яркой. Во время занятий ребенок путается с заданиями. Если спросить его о чем-либо, быстро забывает заданный вопрос. Редко доводит дело до конца, не может сосредоточиться на одном действии. Отмечаются проблемы со сном, уложить такого ребенка спать затруднительно. Он плохо слушается родителей, часто капризничает.

У детей школьного возраста появляются трудности с обучением. На уроках они не способны внимательно слушать учителя или сосредоточиться на тексте учебника. Отвечают быстро, не задумываясь над ответом.

Часто перебивают взрослых, не дают договорить. Младшие школьники подвержены страхам, у них отмечается высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. Настроение нестабильное, может резко изменяться.

Появляются проблемы с самочувствием: частые головные боли, тики.

Диагностика и коррекция СДВГ

Чтобы поставить диагноз СДВГ, доктор опросит ребенка и родителей. Несовершеннолетнему придется заполнить несколько опросных листов. Потребуется консультация педиатра, психиатра и невропатолога.

Когда доктора определят наличие заболевания, будет назначено лечение. Препарат, дозировка и схема приема подбирается индивидуально для каждого случая. Используются психостимуляторы, антидепрессанты, симпатомиметики, ноотропные средства.

Ребенку прописывают специальную диету. В сутки ему необходимо употреблять 1000 мг кальция, от 180 до 400 мг магния, жирные кислоты омега-3. Гиперактивный ребенок должен в достаточном количестве употреблять в пищу продукты, содержащие холин и лецитин: яйца, мясо, рыбу, печень.

Используются дыхательные практики, лечебная гимнастика, физические упражнения. Чтобы улучшить кровоснабжение мозга, применяется массаж шейного отдела позвоночника. Начинать курс такого массажа рекомендуется с раннего возраста.

Полезна работа с сыпучими материалами: песком, крупой, фасолью. Кроме того, хорошо помогают вода и глина. Занятия с этими предметами позволяют развить мелкую моторику, улучшить речь, научиться сосредоточенности.

У ребенка должен быть режим дня. Пробуждение, приемы пищи, купание и отход ко сну должны совершаться в одно и то же время ежедневно.

Для лечения гиперактивности у детей полезно слушать музыку. Лучше выбирать классические произведения.

Прогноз и последствия гиперактивности

Гиперактивность у ребенка может исчезнуть сама. Чаще всего в подростковом возрасте симптоматика исчезает даже в тех случаях, когда специальное лечение не проводилось. В некоторых случаях, однако, признаки расстройства могут сохраняться и у взрослых.

СДВГ у детей может затрудняться другими психическими отклонениями. В этом случае прогноз будет неблагоприятным. Кроме того, затруднения с социальной адаптацией могут возникать в тех случаях, когда у ребенка имеются симптомы импульсивности, а у его матери наблюдались психические заболевания.

Загрузка…

Источник: https://beauty-love.ru/zdorove/zdorovoe-pitanie/chto-takoe-sdvg-simptomyi-i-sposobyi-korrektsii-povedeniya-giperaktivnyih-detey

Ребенок с проявлениями гиперактивности — что делать?

Что такое сдвг, симптомы и способы коррекции поведения гиперактивных детей

О гиперактивности написано немало статей. Многие родители уже столкнулись с этой проблемой, поэтому их волнует вопрос: как вести себя с таким ребенком?

Ведь известно, что такие дети отличаются повышенной активностью, импульсивностью, неусидчивостью, неумением сосредоточиться.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – довольно частое явление среди современных детей-дошкольников и младших школьников. Проблема касается не только родителей ребенка, но и всех тех, кто его окружает – это сверстники, воспитатели, учителя, одноклассники, педагоги и родственники.

Под гиперактивностью чаще всего понимают чрезмерно активное поведение ребенка. Но правильнее будет охарактеризовать это как перевозбуждение нервной системы с проявлениями невнимательности, неусидчивости.

Медицинский термин СДВГ расширяет это состояние более точно — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подразумевается, что невнимательность и сильная активность ребенка является синдромом заболевания, а не просто неугомонностью малыша.

Гиперактивность представляет собой психическое состояния, которое основано на поведенческом расстройстве. Ребенок с данным заболеванием отличается импульсивностью, чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, отвлекаемостью. Он испытывает трудности с концентрацией внимания и контролем своих поведенческих реакций.

Представленное явление появилось еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В то время, специалисты объясняли ее развитие несущественными нарушениями функций головного мозга.

В восьмидесятых годах чрезмерная двигательная активность приобрела статус самостоятельно болезни и с тех пор именуется как СДВГ, или синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Этим синдромом подвержены дети дошкольного возраста либо ученики начальных и средних классов, у которых выявлены нарушения функций центральной нервной системы.

При гиперактивности ребенок не может не только сосредоточиться на чем-либо, но и не способен контролировать свои действия и эмоции.

Поэтому гиперактивность может сопровождаться неврологическими поведенческими расстройствами.

За последнее время количество детей с СДВГ и гиперактивности заметно увеличилось. Еще несколько лет назад в начальных классах было максимум один-два ребенка с этим расстройством, сегодня же в категорию гиперактивных попадают около 30% учеников. И, что самое главное, процент только повышается.

Отличие гиперактивности от активности

Иногда гиперактивность у дошкольников путают с активностью. Радуясь, что ребенок подвижен, взрослые не подозревают, что за этой чрезмерной неугомонностью может таиться проблема.

Если малыш своей активностью доставляет много хлопот родителям и окружающим, поведение ребенка является препятствием для благотворного общения, то стоит подумать о консультации со специалистом.

Слишком активные проявления могут стать проблемой не только для других, но и для самого ребенка, для его полноценного развития. Отсутствие навыков самоконтроля приведет к агрессивности, а суетливость не позволит успешно выполнять задания взрослого.

Причины

Синдром развивается на фоне функциональной незрелости либо нарушения функционирования подкорковых ядер головного мозга. Информация не может обрабатываться нормально из-за чего разнообразные зрительные, и эмоциональные стимулы становятся излишними, провоцируя раздражительность и беспокойство.

Существует множество факторов, которые, по мнению специалистов, приводят к развитию такого явления, как гиперактивность у детей.

Следует отметить самые распространенные:

  1. Генетическая предрасположенность. Очень часто у детей с СНВГ родные имели похожие нарушения.
  2. Травмы и повреждения мозга.
  3. Патологическое течение беременности и родов у матери (эклампсия, гемолитическое заболевание плода, потребление беременной алкогольных напитков либо медицинских средств).
  4. Болезни инфекционного характера, которые перенесены в первые месяцы жизни.
  5. Социально-психологические причины гиперактивности (неправильное воспитание, неблагоприятный микроклимат в семье, асоциальное поведение родителей, плохи условия проживания).

В развитии синдрома у детей не исключается воздействия отрицательных экологических факторов, в первую очередь загрязнений природы нейротоксикантами (свинцом, ртутью и тому подобным).

Признаки

Представленный синдром гиперактивности у детей проявляется еще на первых годах жизни. Малыши с подобным расстройством отличаются повышенной чувствительностью к разным раздражителям (к примеру, к шуму, искусственному освещению, разговорам людей).

Также для них характерны нарушения сна, отставание в двигательном развитии (ползают и ходят на один-два месяца позже остальных) и речевом развитии.

По достижению четырех- или пятилетнего возраста родителям становится проблематично управлять ребенком. У него чаще всего отмечается неуправляемость и расторможенность.

Эти проявления обусловлены тем, что ЦНС малыша неспособна совладать с новыми требованиями, которые возникают вследствие повышения физических и психологических нагрузок.

Зачастую гиперактивный малыш агрессивен по отношению к окружающим. Он не слушается учителей во время занятий, крайне неусидчив и не сосредоточен. Нередко не выполняет задания, которые даются на дом и в целом не подчиняется установленным правилам.

Кроме того, гиперактивность у детей дошкольного возраста и младших школьников проявляется и в мелкой моторике. Детям с СДВГ не могут завязать себе шнурки или застегнуть рубашку. Почерк у них, как правило, неразборчивый.

Взрослея, такие дети, становятся более спокойными и уравновешенными, однако проблемы с концентрацией внимания не пропадают, а порой остаются до конца жизни.

Кроме того выделяют следующие симптомы, указывающие на наличие данной патологии:

  1. Проблемы с координацией. Наблюдается неловкость в движении, неуклюжесть, что становится причиной падений и получения различных травм, царапин и синяков.
  2. Частые перемены в настроении.
  3. Бурная реакция, связанная с местом обстановки или увиденными новыми лицами.
  4. Привязанность к матери и вместе с этим боязнь чужих людей.
  5. Низкий уровень избирательного внимания.
  6. Проблемы с выполнением действия до конца.
  7. Несобранность.
  8. Отсутствие реакции на замечания и обращения со стороны взрослых.

Несмотря на проблемы с поведением, гиперактивные дети могут хорошо учиться и не отставать от других сверстников.

Дети с данным синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении, они не способны усидеть на одном месте и поэтому беспрерывно бегают, прыгают, трогают вещи и бросают их.

Им свойственно любопытство, однако, внимание на чем-либо долго не задерживают, из-за чего часто не могут уловить суть.

Такие дети невнимательны, имеют трудности во взаимодействии с окружающими и учебе, а также пониженную самооценку. При этом на интеллект детская гиперактивность не оказывает влияния, и он может даже превосходить параметры возрастной нормы.

Ребенок с СДВГ нередко теряет вещи, ключи от квартиры и тому подобное. С ним тяжело беседовать, даже смотря ему прямо в глаза, поскольку он не умеет слушать других людей. Также при осуществлении определенного действия, он отвлекается и сбивается с мысли.

Не стоит каждого энергичного ребенка тут же относить к группе детей с разнообразными патологиями и болезнями центрально-нервной системы.

Обязательно необходима соответствующая диагностика гиперактивности. Поставить точный диагноз можно лишь после продолжительного наблюдения специалистами за поведением ребенка.

Виды гиперактивности

У гиперактивных детей повышенный уровень травматизма. Их подвижность этот риск увеличивает. Они часто падают, хватают все, что попадается под руки, не беспокоясь о своей безопасности.

Именно поэтому активные дети требуют к себе пристального внимания.

Став старше, такие малыши не могут дослушать до конца сказку, сконцентрироваться, спокойно покушать, ерзая на стуле. Взрослым тяжело справляться с гиперактивностью своего ребенка, поэтому они видят в его особенности большую проблему.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Дефицит внимания у детей может проявляться при выполнении какого-то задания. Ребенок долго не может сосредоточиться не потому, что он вертится, хочет куда-то побежать. Нет. Ребенок ведет себя спокойно, уравновешенно.

Просто он рассеян, размышляет о чем-то думает. Обратившись к малышу в такой момент, мы не увидим его реакции. Может показаться, что он даже и не слышит нас вовсе.

Даже занявшись чем-то, малыш может неожиданно отвлечься и забыть, что делал. Родители воспринимают такого малыша особенным, отвлеченным от «мира сего».

Гиперактивность без дефицита внимания

Гиперактивный ребенок не всегда невнимателен. Некоторые дети способны сосредотачивать внимание на выполнении задания. Однако в гипер активном состоянии малыш готов «снести все» и «весь дом поставить с ног на голову».

Гиперактивному малышу без дефицита внимания надо лезть повсюду — куда надо и куда не надо. Но на занятиях он внимательно слушает педагога и старается делать все по правилам.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Если ребенок гиперактивен и у него все симптомы СДВ, то можно говорить уже о значительных проблемах, касающихся исполнительных функций.

Такая форма гиперактивности становится результатом плохой успеваемости в школе и нередкими психиатрическими нарушениями.

В раннем возрасте это состояние плохо различается с повышенной активностью.

Возможные последствия

Так как гиперактивность можно назвать нервным заболеванием, то последствия его развития могут быть весьма непредсказуемыми. Некоторым может потребоваться своевременное лечение.

Лечением гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается невролог, психиатр и психолог.

Проблема требует комплексного решения, и избавиться от нее в одночасье не получится. Необходимо внимание со стороны родителей, врачей, психологов и учителей. Если ребенок гиперактивен, он доставляет сложности не только себе, но и другим людям.

Основная задача специалиста – оказать помощь в адаптации гиперактивного ребенка к детскому саду или школе и к окружающей действительности.

Существует несколько методик, которые дает возможность устранить гиперактивность у ребенка:

  1. Когнитивно-поведенческая корректировка.
  2. Социальная и эмоциональная поддержка.
  3. Применение специальных лекарственных препаратов (их назначает невропатолог).

Обычно необходимо принимать медицинские средства ноотропного типа, улучшающие кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, а также восприимчивость к окружающей действительности.

Коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Но далеко не всегда есть необходимость в использовании препаратов. Правильно организованные занятия с гиперактивным ребенком позволяет ликвидировать все проблемы.

Интересно, что коррекционную работу с гиперактивными детьми должны осуществлять, в первую очередь, родители ребенка. Они должны создать спокойную, благоприятную обстановку, поскольку постоянные ссоры и скандалы усугубляют ситуацию.

Многие родители не понимают, как помочь гиперактивному ребенку. Им нужно пытаться выработать у малыша навыки самоорганизации, научить его нормам поведения и сформировать уважение к посторонним.

Специалисты обычно дают рекомендации и советы родителям гиперактивных детей. Например, чтобы устранить проблемы с самоорганизацией, можно развесить по дому специальные листовки-памятки. На них стоит написать два или более дел, которые ребенок выполняет в течение дня. Информацию разрешается изобразить в виде рисунка.

В самом начале коррекционную работу с гиперактивными детьми необходимо проводить индивидуально. Нужно научить ребенка слушать и понимать то, что говорит психолог.

Только после этого можно вовлечь его в коллективную деятельность, но делать это тоже рекомендуется постепенно. Малыша сначала учат играть в игры, полезные для гиперактивных детей.

Ребенку прививается навык взаимодействия с маленькой группой сверстников. Затем предлагают поучаствовать в групповых занятиях с большим числом участников.

Детям с СДВГ рекомендован щадящий режим обучения (сокращенные занятия, группа с небольшой численностью, дозированные задания), а также продолжительные прогулки, нормальное питание и физическая активность.

Психолог и психотерапевт проводят аутогенные тренировки, поведенческую психотерапию. Лучше всего, если коррекция гиперактивности осуществляется в интересной эмоционально-игровой форме, так как это способствует понижению нагрузки на неокрепшую психику и стимулирует самоконтроль.

Помимо этого при выполнении коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо проводить занятия по дисграфии и дислексии, дабы устранить нарушения в письменной речи.

Желательно чтобы ребенок занимался видом спорта, который благотворно влияет на нервную систему, например плаванием или гимнастикой.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Многие не желают прислушиваться к советам психологов и пытаются строго воспитывать своего непоседливого малыша, пытаясь удержать его на месте. Но командный тон будет только вредить ребенку, вызывая у него раздражение и беспокойство.

К гиперактивным детям нужен особый подход. Прежде всего, он требуется от его родителей. Они должны научиться принимать его таким, каков он есть.

Избегая шумных мест, родители помогут малышу справиться с эмоциями, которые он выплескивает на детской площадке.

Скопившаяся энергия будет расходоваться разумно, если заниматься с ребенком спортом.

Спокойные беседы также поспособствуют благополучному развитию малыша. Перед ребенком ставятся конкретные задачи, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Определенные рамки и ограничение времени помогут ему быть собранным.

Стоит избегать запретных слов. Разговаривать с малышом нужно спокойным тоном. Ребенку необходим четко установленный режим дня. Он должен научиться жить по правилам.

Игры с гиперактивными детьми

Игры для гиперактивных детей классифицируются на:

  • развивающие внимание;
  • снижающие мышечное и эмоциональное напряжение;
  • игры на развитие навыков самоуправления.

Игры имеют свои правила:

  1. Поэтапное введение игры — сначала тренируется одна функция. После ее оттачивания игра усложняется.
  2. Индивидуальное проведение игр с малышом или со всей семьей.
  3. В ходе игр гиперактивного ребенка необходимо поощрять.

Приведем примеры игр на коррекцию гиперактивности.

Источник: https://podrastu.ru/osobye-deti/giperaktivnyj-rebenok.html

Признаки гиперактивности ребенка и ее причины, что это значит

Что такое сдвг, симптомы и способы коррекции поведения гиперактивных детей

Понятие «гиперактивный ребенок» появилось в 70-е годы и до сих пор вызывает жаркие споры у родителей, педагогов, врачей. Признаки и отличия от просто подвижного ребенка стоит рассмотреть ниже.

Что это такое

Состояние проявляется, когда малыш роняет, бросает окружающие его предметы, все трогает руками, но эти движения не осмыслены, не направлены на познание, понимание чего-либо. Он довольно любознателен, спрашивает, но сразу же забывает ответ, может и представлять, о чем шла речь, что это может значить, однако не концентрироваться на этом.

Пример поведения слишком активного малыша

Падает, ушибается, но может повторить это снова и снова и ничего не может сделать с этим. Не может сосредоточиться на каком-либо занятии, спит беспокойно, то есть отличия от нормальных детей ярко выражены.

Признаки и симптомы

Как диагностировать гиперактивность ребенка, симптомы, и что делать с этим, знает доктор. Специалисты выделяют определенные признаки гиперактивности, которые позволяют определить ее наличие у детей. Когда наблюдается гиперактивность, тогда малыши:

  • Любопытны, однако не понимают суть происходящего.
  • Любопытность не характерна для малыша, его не интересуют ответы на вопросы «почему?» и «зачем?».
  • Имеются определенные координационные аномалии в движении — неуклюжесть, неловкость, дети часто падают, что-то роняют, ломают, причем это их не расстраивает.
  • Не понимают сути определенного задания, им трудно осваивать все новое.

Малыш постоянно что-то роняет

Отличия гиперактивности от активности

Активный малыш в отличие от гиперактивного просто подвижен, может временами спокойно сидеть, увлеченно заниматься чем-либо, его активность целеустремлена. Он стремится все быстрее понять, усвоить, очень любопытен.

К сведению. Наблюдается адекватная реакция на замечания, свои ошибки малыши стараются не повторять.

Движения осмыслены, вещи малыш может поломать только нечаянно. Всего этого не наблюдается при гиперактивности.

В то же время гиперактивные детки считаются интеллектуально развитыми, хоть для них и характерно отсутствие сосредоточенности, конкретики в делах.

Явный пример непоседы

Причины появления

О причинах гиперактивности до сих пор идут жаркие дебаты. Некоторые специалисты считают, что таких детей вообще нет, другие же их считают реальностью и выдвигают различные мнения о причинах этого явления. Самыми распространенными из них являются:

  • наследственность (изменения в геноме);
  • биологические причины (проблемы при родоразрешении либо вынашивании);
  • социальные (наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания);
  • влияние различных излучений, от радиации до сотовых телефонов.

Основная причина споров в том, что к подростковому возрасту большинство проявлений гиперактивности исчезает, могут остаться импульсивность, невнимательность. Поэтому некоторые считают причиной неправильное воспитание, проблемы, конфликты в семье.

Виды

К сведению. По статистике мальчики чаще становятся гиперактивными, чем девочки, это объясняется особенностями внутриутробного развития.

Сейчас СДВГ обнаруживается примерно у 10% дошколят. Выделяются следующие виды СДВГ (условно):

  • Только двигательный – ребенок расторможен, не сидит на одном месте, всегда движется (обычно проходит при достижении подросткового возраста).
  • Дефицит внимания – внешне не различим, отсутствует концентрация внимания.
  • Импульсивность – движения резкие, не координированы, малыш не контролирует и не регулирует поведение, некоторые задания выполняет успешно, некоторые нет.

Проблемы социального характера, ведущие к гиперактивности

Все эти виды вместе встречаются очень редко.

  Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Способы лечения

Лечить или не лечить — как и в вопросах диагностики, здесь нет единого мнения. Некоторые считают, что СДВГ, это диагноз, который преодолевается ребенком только при помощи родителей и только воспитанием. Применение лекарственных препаратов тоже вызывает сильнейшую полемику.

Нужно ли лечение?

На этот вопрос в разных странах дается неоднозначный ответ. В Европе считают, что лечение необходимо, в некоторых странах процедуру может назначить педиатр. В России этот вопрос решается родителями. Большинство специалистов полагают, что необходима помощь хорошего психолога, а главную роль должно играть индивидуальное воспитание.

Считается, что бороться с СДВГ нельзя, нужно просто потерпеть до достижения ребенком определенного возраста, уделять ему больше внимания. Просто нужно помочь ребенку справиться с этим недугом. При этом все признают роль психолога в коррекции поведения детей.

Рекомендации от психолога

Если гиперактивный ребенок, что делать родителям — советы психолога помогут. Этой проблемой активно занимается украинский педиатр, кандидат медицинских наук, доктор Евгений Комаровский.

Он не считает гиперактивность болезнью, отмечает, что «это не есть отклонение, это есть просто особенность психики ребенка».

Исходя из этого, он сформулировал 10 правил взаимоотношений, ведущих к прогрессу в лечении и воспитании:

  • Установка связи – постоянное контактирование.
  • Установить правила поведения, выполнять эти обязанности всем (и взрослым, и ребенку).
  • Все опасное должно быть недоступно — бдительность превыше всего.
  • Режим – системность и регулярность во избежание хаоса.
  • Хвалить всегда, особенно за достижения.
  • Результат в приоритете – похвала при всех попытках, действиях и начинаниях, которые ведут к результату.
  • Силы в дело — стимулировать активность в виде выгула животного, уборки помещений (любые действия, задания и просьбы, исключающие нахождение в одиночестве, попытки начать баловаться без присмотра).
  • Приоритетно развитие дел, увлечений, хобби, получающихся лучше всего. Важно со стороны взрослых создание для этого условий, необходимо дать чувство заинтересованности других, важности создаваемого.
  • Походных дел мастер – воспитывать тягу к безопасности и собранности при любых условиях.
  • Стараться отдыхать при любой возможности. Взрослые тратят довольно много сил с гиперактивным ребенком, поэтому любая минутка должна использоваться для того, чтобы набраться сил, подготовиться к «новому бою».

Как успокоить непоседу

Есть множество способов успокоить ребенка. Все они направлены на переключение внимания непоседы.

К сведению. Когда малыш заигрался и не может остановиться – поймать, обнять и тихо предложить поиграть в другую игру.

Кроху до трехлетнего возраста можно попросить показать, как лает собака, мяукает кошка либо что-то подобное. Ребенка постарше можно попросить сосчитать пальцы, окна или еще что-то другое. Надо приучить ребенка (еще до года), что, когда расставлены руки, он должен бежать в объятия. Когда он прибежит, крепко обнять, подержать в объятиях несколько секунд. Постепенно это входит в привычку.

Помогает спокойное обнимание

Можно попросить ребенка выполнить задания, например, три раза оббежать стол, подпрыгнуть на месте пять раз, то есть активность нужно сочетать с необходимостью подсчета, это тоже отвлекает. Таких игр можно придумать очень много.

Препараты и современная медицина

Врачи считают СДВГ невролого-поведенческим расстройством развития. Между тем специалисты Европы и США признали СДВГ заболеванием, проводится медикаментозное лечение, консультации, изданы памятки для родителей с перечислением симптомов.

В России считается, что этот синдром свойствен только детскому возрасту, поэтому принято обращаться к психологу, а медикаментозное лечение почти не применяется.

Медики могут рекомендовать успокоительные таблетки, иногда «Глицин» для улучшения памяти.

Сейчас появился препарат «Страттера», но он очень дорогой. Наиболее популярен в Европе метилфенидат («Риталин»), но в России запрещен как психостимулятор.

В России по мнению некоторых специалистов путают причину и следствие. Например, СДВГ считается следствием кесарева сечения. Похоже, в российской медицине нет четкого представления, почему возникает СДВГ, и только предстоит пройти тот путь, который прошли другие страны.

Обратите внимание!  Некоторые родители пытаются любыми путями достать Риталин, но нужно помнить, что он имеет побочные эффекты, кроме того может возникнуть зависимость от препарата.

Как воспитывать

Гиперактивность порождает много проблем, которые особенно проявляются в дошкольном возрасте, с началом хождения в ДОУ на фоне других детей. Как быть с СДВГ?

Физкультура помогает слишком активным ребятам

Полезен распорядок, стоит применять физкультуру. Самое главное – принять ребенка, помогать ему во всем, учить ответственности за баловство. Нужно постараться создать семейный комфорт, уделять ребенку больше внимания, чем другим. Не стоит попрекать, наказывать. Полезно ограничить просмотр телевизора, использование гаджетов, посещение людных мест.

Дополнительная информация.  Телевидение, компьютерные игры, скопления людей возбуждающе действуют, могут привести к панике, агрессивным действиям.

Обучение

Учеба вызывает увеличение интеллектуальной нагрузки на ребенка: требуется концентрация внимания, умение добиваться результата. Именно в этих условиях гиперактивность проявляется очень ярко.

При обучении педагог должен иметь представление об особенностях поведения таких детей. Необходима индивидуальная работа. Следует игнорировать некоторые поступки, минимизировать отвлекающие факторы, в случае затруднения быстро оказывать помощь.

Надо давать ребенку только посильные задания, которые нужно тщательно разъяснять отдельно. Нужно использовать возможности двигательной «разрядки» (физкультуры, ручного труда). Рекомендовано всегда работать в контакте с родителями ребенка, поощрять любые успехи.

Гиперактивный ребенок — это реальность, которую нужно учитывать и родителям, и воспитателям. Главный метод обращения с ними – принять такими, какие они есть, относиться к ним с любовью, учитывать особенности.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/priznaki-giperaktivnosti-rebenka-i-ee-prichiny-chto-eto-znachit

Гиперактивный ребёнок, что делать родителям – советы психолога

Что такое сдвг, симптомы и способы коррекции поведения гиперактивных детей

Если вы заметили, что ваш ребенок неусидчив, не может на чем-либо сосредоточиться на длительный период, не в состоянии всегда контролировать свои поступки, импульсивен и рассеян, то, вероятнее всего, он гиперактивен. Разберемся детальнее в том, что такое гиперактивность, и можно ли с ней как-то бороться.

Гиперактивность у детей, что это такое

Еще более тридцати лет назад повышенную двигательную активность медики начали относить к отдельным болезням, дав ей название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью», то есть СДВГ.

У гиперактивного ребенка проявляются признаки этого заболевания в трудностях с концентрацией на чем-либо, обучением и памятью.

Также такому малышу не всегда легко уловить информацию, которую до него пытаются донести.

Признаки и симптомы гиперактивного ребенка

Как правило, основные симптомы повышенной активности проявляются у детей в 2-3 года. Тем не менее, родители далеко не всегда сразу обращаются к врачу – нередко первая консультация проходит, когда дети начинают ходить в школу, и становится очевидно, что из-за СДВГ у них появились трудности в обучении.

Симптомы:

  • Импульсивность, плаксивость, эмоциональная нестабильность;
  • Беспокойство, суетливость, тревожность;
  • Бессонница;
  • Отсутствие адекватной реакции на правила поведения;
  • Задержка в развитии речи.

Если вы наблюдаете хотя бы один из перечисленных симптомов, то это серьезный повод для того, чтобы проконсультироваться со специалистом. Вполне возможно, что врач все же выявит у вашего ребенка гиперактивность – в таком случае вы узнаете, как бороться с симптомами и помочь чаду адаптироваться в социуме.

Поведение и проявление гиперактивного ребенка

Несмотря на то, что такой малыш всегда активен, у него присутствуют определенные нарушения в координации: он часто роняет какие-то предметы, отличается неуклюжестью, нередко ломает вещи или падает. Зачастую, ребенок СДВГ набивает себе шишки, получает ссадины и царапины, но при этом не делает соответствующих выводов и все повторяется снова.

Помимо прочего, симптомами СДВГ считаются рассеянность, невнимательность, упрямство, регулярная смена настроения, агрессивность, вспыльчивость. Замечено, что такие дети нередко игнорируют дневной сон даже в младенчестве.

Впрочем, и его ночной сон нельзя назвать спокойным. Обычно гиперактивный ребенок обращает на себя внимание в общественных местах – он постоянно что-то трогает, не слушает родителей, демонстрирует очень эмоциональные реакции.

Причины возникновения гиперактивности

Возникновению СДВГ может послужить несколько причин. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них. Заметим, что каждая из этих причин проявляется еще до момента рождения.

Изменения в нормальном образе жизни беременной

Как известно, развитие нервной системы плода напрямую зависит от того, какой образ жизни ведет будущая мама.

Например, если у женщины имеются вредные привычки, вроде курения, то это в дальнейшем может обернуться для ребенка СДВГ.

Также проблемы могут возникнуть из-за частого переутомления, вызванного, например, тяжелой работой. Не идут на пользу малышу и регулярные стрессы в жизни будущей матери.

Осложнения в период беременности

Нередко гиперактивность диагностируют у детей рожениц, которые во время беременности страдали от сильного токсикоза. Помимо этого в зоне риска находятся женщины, у которых в период беременности давление было повышенно. Если медики выявили у ребенка внутриутробную асфиксию, то это тоже повышает вероятность того, что впоследствии у него будет развиваться СДВГ.

Осложнения в период родового процесса

Если роды женщины были чем-то осложнены, то не исключено, что у ее младенца будет диагностирована гиперактивность. Речь может идти, как о затяжных родах, так и о слишком стремительных.

Гиперактивный ребенок – признаки до года

Ниже перечисленные признаки могут быть признаками гиперактивности, но это вовсе не обязательно – истинная гиперактивность может быть установлена лишь невропатологом. Не следует ставить такие диагнозы без консультации с врачом.

Итак, возможные симптомы:

  • Такие младенцы даже в первые месяцы жизни довольно мало спят. Несмотря на то, что их сверстники в этом возрасте в основном погружены в сон и бодрствуют лишь несколько часов в сутки, гиперактивные дети чаще не спят и могут плакать по 3-4 часа подряд. Когда их силы на исходе и уже явно пришло время сна, такие малыши начинают особо яро капризничать и проявлять активность. Они становятся более возбудимыми, и могут успокоиться лишь тогда, когда оказываются на руках у мамы, либо после длительного укачивания.
  • Чадо демонстрирует бурные реакции при смене обстановки, видя новые лица и слыша громкие звуки. Несмотря на то, что эти перемены могут восторгать его, вместе с этим он еще больше капризничает.
  • Он очень чутко спит, будучи чувствительным к любому, даже еле слышному шуму, из-за которого может неожиданно проснуться и с трудом уснуть вновь.
  • Малыша тяжело чем-то увлечь – он может заметить новую игрушку и почти сразу потерять к ней интерес.

Гиперактивный ребенок: признаки 2-3-4 года

  • Ему сложно на чем-то сконцентрироваться, однако если он действительно увлекся чем-то, то в таком случае его непросто от этого отвлечь.
  • Может схватить игрушку, которая его заинтересовала и сразу же ее отбросить, толком не рассмотрев.
  • Такой кроха обычно лишен чувства страха – он может прыгнуть с большой высоты, выбежать на оживленное шоссе и тому подобное.
  • Задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, и почти никогда их не запоминает.
  • Ему нелегко спокойно сидеть на месте несколько минут подряд – он начинает проявлять бесцельную двигательную активность.

Рекомендации психологов для родителей

  • Позитивная модель взаимоотношений. Хвалите свое чадо всякий раз, когда он этого заслуживает – обращайте внимание даже на весьма незначительные достижения. Как правило, дитя не воспринимает упреки, но очень хорошо реагирует на похвалу. Важно, дабы ваши отношения строились не на страхе, а на полном доверии. Пусть он чувствует вашу поддержку во всех ситуациях – дайте ему понять, что вы на его стороне, если у него возникли трудности, например в саду или школе. Также старайтесь сглаживать любые конфликты.
  • Распорядок дня. Если вы хотите добиться успеха в воспитании гиперактивного ребенка, то следует всегда соблюдать определенный распорядок дня. Следовательно, прием пищи, отдых, игры, отход ко сну и прочее желательно выполнять примерно в одно и то же время. Видя, что ребенок соблюдает правила, непременно его за это хвалите. Заметим, что ребенку с СДВГ необходим здоровый сон (не менее 7-8 часов) – это поможет ему быть спокойнее. В свою очередь, в рационе питания нежелательны пищевые красители, чрезмерное употребление шоколада, соленой и острой еды.
  • Комфортные условия. Как известно, шумное и вызывающее поведение крохи с гиперактивностью, является один из методов привлечения внимания. Старайтесь уделять больше времени ребенку – помогайте ему постигать новые знания, играйте с ним. Если чадо неверно понимает какое-то задание, ни в коем случае не раздражайтесь – просто повторите поручение. Также желательно, чтобы малыша ничего не отвлекало, когда он сидит за занятиями – по этой причине уберите со стола не нужные гаджеты, игрушки и прочие лишние в учебе предметы. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  • Нормы поведения и поощрения. Заметьте, что вседозволенность пойдет во вред вашему ребенку. Он должен четко понимать, как поступать можно, а как нельзя. Можно ввести некую знаковую систему поощрения – к примеру, отмечайте галочкой или звездочкой все хорошие поступки. Когда будет собрано определенное число галочек или звездочек, вознаграждайте его какой-то вкусностью или игрушкой.
  • Избыточная энергия. Будет очень хорошо, если гиперактивный малыш увлечется неким хобби. Конечно, стоит взять во внимание его интересы и то, чем он увлекается. Дайте возможность ребенку развиться в какой-либо области – так он будет больше в себе уверен. Наверняка, ему пойдут на пользу занятия в какой-нибудь спортивной секции – физические упражнения способствуют выплеску избыточной энергии, а также помогают ребенку научиться дисциплине.

В каких случаях требуется медицинское лечение

Когда ребенок начинает проявлять ярко выраженные признаки гиперактивности, родители готовы пойти на любое лечение, дабы прекратить это. Тем не менее, важно помнить, что необходимый лечебный курс может назначать лишь специалист. Обычно юным пациентам назначают определенные успокаивающие препараты – они подбираются индивидуально.

Как правило, действие этих лекарств направляется на снижение раздражительности и суетливости, нормализацию сна, уменьшение чувства тревожности и подавление прочих симптомов СДВГ. Самостоятельно вы не сможете определить – нужно ли в вашем случае медицинское лечение. Следует провести комплексное обследование ребенка в медицинском учреждении.

Что делать родителям, если ребенок все время гиперактивный – советы психолога

Многие родители не знают, что делать со своим гиперактивным чадом и как скорректировать его поведение. Стоит заметить, что лишь специалист должен назначать курс лечения, ведь каждый случай СДВГ индивидуален.

Тем не менее, предлагаем ознакомиться с некоторыми общими рекомендациями психологов:

Четкие задачи

Наверняка, вам известно, что гиперактивные дети отличаются рассеянностью и не очень развитым абстрактным и логическим мышлением – именно поэтому вам важно четко формулировать свои просьбы и задачи. Общаясь с ребенком, говорите короткими предложениями, которые не будут изобиловать лишними смысловыми нагрузками. Не прибегайте к длинным формулировкам.

Запреты

Если ваш сын или ваша дочь страдают СДВГ, то рекомендуем при постройке предложений избегать отрицаний и слова «нет».

К примеру, вместо того, чтобы заявить: «Не неси свои игрушки на кухню!», скажите: «Играй в комнате». Даже если вы понимаете, что назрела конфликтная ситуация, постарайтесь быть максимально спокойными.

Запрещая что-то своему чаду, непременно поясните причину, а также предложите альтернативные варианты.

Сохраняйте последовательность

Одним из основных признаком гиперактивности можно назвать невнимательность. По этой причине нежелательно поручать ребенку сразу несколько задач, к примеру: «Доделай уроки, покушай и позвони бабушке».

Ребенку сложно воспринять сразу всю информацию – скорее всего, в итоге он переключится на что-то иное, и не будет выполнять поручения.

Именно поэтому старайтесь озвучивать задачи в логической последовательности.

Чувство времени

Помимо прочих проявлений, гиперактивные дети, порою, страдают нарушенным чувством времени – из-за этого обстоятельства вам следует самим следить за сроком, к моменту которого необходимо выполнить задание. Если вы планируете накормить ребенка ужином, закончить с ним прогулку или отправить его спать, то непременно сообщите ему об этом за 5-10 минут.

Как успокоить гиперактивного ребенка – пути коррекции

Нервная система ребенка с СДВГ весьма возбудима, поэтому ее следует оберегать. Постарайтесь любые капризы и истерики «гасить» в самом начале, и не пытайтесь в воспитательных целях сразу же наказывать кроху.

Конечно же, это не значит, что необходимо всегда потакать капризам и идти у чада на поводу – просто незаметно переключите его внимание.

Такой метод, безусловно, требует от родителей немало выдержки и терпения, но он наиболее действенный.

Не подвергайте ребенка в течение дня лишний раз слишком ярким впечатлениям. Также обратим взор на то, что нежданные многочисленные визитеры, шумные компании и тому подобное могут расшатывать нервную систему малыша.

Если ваш ребенок гиперактивен, то этот факт не стоит игнорировать – его воспитание требует особого подхода. Ни в коем случае, не пренебрегайте общими рекомендациями и советами врача – это может усугубить ситуацию.

Источник: https://AlfaLady.org/psihologiya/158-giperaktivnyy-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovety-psihologa.html

Коррекция поведения у гиперактивных детей

Что такое сдвг, симптомы и способы коррекции поведения гиперактивных детей

Когда взрослые люди сталкиваются с активными и шумными детишками, они сразу спешат назвать их гиперактивными, даже не понимая, что на самом деле представляют собой такие малыши.

Полностью звучит этот диагноз как «дефицит внимания с гиперактивностью». Впервые о таком состоянии как о болезни заговорили около 150 лет назад.

Терминологию этого синдрома меняли неоднократно, в конечном итоге остановились на таком определении как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Среди мальчишек такое заболевание диагностируется примерно в 3 раза чаще.

Что такое гиперактивность?

У таких деток снижено внимание, для них характерны проблемы с памятью, так же снижена умственная работоспособность, а утомляемость повышена. 15 минут – это максимальное время для продуктивной работы, потом теряется контроль над умственной деятельностью и около 7 минут мозг восстанавливается.

В этот период ребенок не будет реагировать на просьбы взрослых, а станет заниматься «своими» делами.

Такие проблемы со вниманием сопровождаются еще и двигательной расторможенностью. Подчиняться всевозможным инструкциям невероятно сложно, так же как и придерживаться общепринятых рамок поведения. Могут присутствовать навязчивые подергивания и тики. Нарушение работы эмоциональной сферы у деток с СДВГ характеризуется импульсивностью, низкой самооценкой и социальной неадекватностью.

Все это сопровождает человека на протяжении всей жизни и часто становится причиной неудач, как в карьере, так и в личных отношениях. С самого раннего возраста они становятся серьезным раздражителем для взрослых, которые в силу разных обстоятельств находятся рядом.

Чтоб точно знать, что происходит с малышом можно провести ряд тестов, они позволяют определить, действительно ли у ребенка есть СДВГ или его поведение является результатом воспитания или же темперамента. Имеется перечень вопросов по нарушению внимания и по импульсивности (гиперактивности) и, проанализировав ответы можно получить результат.

Самостоятельно ставить диагноз не стоит, таким вопросом должен заняться психолог, психоневролог или педиатр.

Невозможно решить эту проблему своими силами и выявить причины тоже, но оставлять все как есть нельзя. Малыш не может сам справиться с внутренними проблемами и переживаниями, а в случае с диагнозом СДВГ тем более. Если такая ситуация проявилась в поведении, то решаться она должна комплексно.

Интересно!  Детская привязанность: можно ли любить слишком сильно?

Основное направление — это двигательная активность, но игры с ярким эмоциональным компонентом, такие как соревнования, не приветствуются.

Равномерные тренировки легкой и средней интенсивности: плаванье, поездки на велосипеде, пеший туризм или бег – это то, что нужно.

 Стресс-реактивность понижается, если присутствуют постоянные физические нагрузки, они способствуют повышению адаптивных способностей и моторного контроля.

 В некоторых случаях стоит поменять окружение малыша, возможно в детском саду или в школе к нему плохо относятся одноклассники или учителя.

Психолог помогает моделировать ситуации успеха, помогает подобрать те сферы деятельности, в которых дитя чувствует себя уверенно. В список занятий стоит добавить упражнения, которые способствуют развитию памяти. Если выявлены речевые нарушения, то необходимо также проводить коррекцию у логопеда.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Поскольку ведут себя такие детки крайне импульсивно и даже вызывающе, то нервная система не выдерживает не только у педагогов, которые с ними работают, но и у членов семьи.

Мамы проводят с детьми больше времени, поэтому у них нередко встречаются депрессии и им тоже нужна консультация психолога, чтоб научиться реагировать на все действия чада без раздражения. Любые негативные методы воспитания таких детей неэффективны. У них высокий порог чувствительности к отрицательным мерам воспитания.

Выговоры, наказания не приведут к желаемому результату. Но на самую малейшую похвалу будет позитивная реакция.

Когда методы коррекции не дают положительного результата, специалисты могут порекомендовать медикаментозное лечение. К нему прибегают как к крайней мере.

Влиять на такое поведение крайне сложно, тем не менее стоит постоянно работать в этом направлении. Кто, как не родители, заинтересованы в том, чтоб помочь своему чаду справиться с возникшими проблемами?

Несколько рекомендаций:

  • Как только ребенок сделал хорошее – нужно его похвалить;
  • нужно закрепить за малышом некоторые домашние дела и не вмешиваться в их выполнение;
  • нужно завести дневник всех успехов и фиксировать в нем домашние и школьные «победы»;
  • можно ввести определенную систему вознаграждения, психологи советуют бальную или фишки, например;
  • ставить задачи, которые ему по силам, но не занижать планку;
  • не нужно навязывать жесткие правила. Самые главные правила, на которых стоит акцентировать внимание, должны касаться его безопасности, а так же тех людей, с которыми он контактирует;
  •  вызывающее поведение – это один из вариантов привлечь внимание. Нужно больше уделять чаду времени;
  • придерживаться дома четкого распорядка дня;
  • для занятий малыш должен иметь свое место, там не должно быть ничего, что может отвлекать его внимание;
  • чрезмерное скопление людей производит на ребенка с СДВГ возбуждающее действие, поэтому таких мест стоит избегать;
  • переутомления нужно избегать, оно приводит к снижению контроля и внимания;
  • самый лучший пример – это спокойствие родителей;
  • избыточная энергия должна максимально расходоваться;
  • нужно постараться привить ребенку интерес к какому-либо занятию. Он будет чувствовать себя уверенно, если что-то будет удаваться ему хорошо.

Интересно!  Ребенок скрипит зубами во сне: что делать?

В данном случае договориться с родителями деток с СДВГ намного проще, чем с педагогами, у которых в классе есть такие ученики. Им не хочется тратиться морально и физически на таких школьников, часто они их недолюбливают и потому кроме порицаний не могут ничего направить в их сторону.

Переводить детей из класса в класс тоже не выход, потому что нет гарантий, что другой учитель примет большее участие в их воспитании. Найти хорошего учителя – большая удача для гиперактивного ученика и его родителей.

Для проведения досуга можно использовать любые игры с мячом – это успокаивает.

Поскольку проявления СДВГ могут быть разные, то и вопрос решения этой проблемы должен быть комплексный и притом индивидуальный. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, стоит обратиться к психологу.

Такое поведение не относят к психическим отклонениям, но хлопот родителям, да и самим детям приносит немало. Не стоит воспринимать эту ситуацию как безвыходную. Ее можно корректировать, и чем раньше, тем лучшего эффекта можно добиться.

здоровье ребенка, психология, стресс

Источник: https://moe1.ru/psihologiya/vospitanie-detey/korrektsiya-povedeniya-u-giperaktivnyh-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.