Как проявляется и как преодолеть родителям кризис 3 лет у ребенка?

Содержание

Кризис 3 лет у ребенка: психология, признаки и советы родителям

Как проявляется и как преодолеть родителям кризис 3 лет у ребенка?

По мере взросления каждый человек проходит через кризисы — переломные моменты в развитии личности.Кризис 3 лет у детей— серьезное испытание для ребенка и родителей.

Ласковые послушные малыши превращаются в агрессивных, непослушных маленьких монстров. Чтобы не навредить ребенку, помочь выйти на следующий этап развития, родителям нужно знать симптомы кризиса, быть терпеливыми, внимательными.

Тогда кризисный период пройдет быстрее, легче.

Причины развития кризиса

Кризис — необходимый этап развития личности. Достигнув определенного возраста, малыш должен получить новые навыки, приблизиться ко взрослой, сформировавшейся личности. Этот процесс достаточно сложный, поскольку заставляет малыша по-новому оценивать себя.

Его подробным изучением занимался выдающийся русский психолог Л. С. Выготский. Он определил, что у детей есть зона актуального развития —навыки, которыми малыш уже обладает, и зона ближайшего развития. Наличие зоны ближайшего развития является основной причиной возникновения кризисов.

Психологический кризис связан со становлением самосознания. Положительным исходом становится развитие самостоятельности, развитие волевых качеств, становление новых, более качественных отношений с членами семьи.

В некоторых случаях родители отмечают, что ребенок не выказывает негативных проявлений. Раньше спокойное течение кризиса воспринималось, как задержка развития личности.

Оценивать результативность следует по результатам: если малыш приобрел необходимые навыки, причин для беспокойства нет.

Что влияет на развитие кризиса?

Внешние факторы могут повлиять на возникновениекризиса у ребенка. Психологиявыделяет следующие причиныкризиса 3 лет у ребенка, влияющие на нормальное формирование личности:

  1. Психические, физические патологии. Наличие заболевания затрудняет нормальное развитие психики. Кризисы наступают позднее положенного возраста, протекают сложнее, острее. Дети с аномалиями развития застревают в переломной фазе. В этом случае обязательна совместная работа родителей, психолога и дефектолога, которая компенсирует действие патологии.
  2. Генетическая склонность. Некоторые особенности характера проявляются только при определенных обстоятельствах, которые способствуют развитию паттернов поведения, передающихся по наследству. Если родители малыша с трудом преодолели собственный кризис, не смогли обрести нужные навыки, ребенку сложно переломить семейный сценарий.
  3. Авторитарное воспитание. Подавляющие агрессивные родители — дополнительный фактор стресса, мешающиймалышу стать самостоятельным.
  4. Неблагоприятная социальная обстановка. Иногда при благополучной ситуации в семье внешние обстоятельства перевешивают, влияют на личность ребенка. Например, грубая, излишне строгая воспитательница в детском саду. Она —значимый взрослый и может поведением нанести малышу психологическую травму.

Воздействие факторов, влияющих на развитие личности, можно минимизировать, компенсировать. Для этого потребуется приложить больше усилий, чем в благоприятной ситуации.

Симптомы

Кризис трех лет подробно изучен в современной психологии. Специалисты определили основные симптомы, которые подскажут родителям о начале переломного момента. Выготский назвал эти признаки «созвездием симптомов»:

  1. Упрямство. Трехлетка будет настаивать на своем мнении. Главное — добиться от взрослого послушания.
  2. Строптивость. Выражается в отрицании усвоенных поведенческих норм. Малыш бунтует против установившейся системы воспитания в семье. Его непослушание безлично, обращено ко всей семье, а не к конкретному взрослому.
  3. Негативизм. Стремление делать наперекор взрослым. Отношение взрослого к ребенку не влияет на проявление негативизма: малыш может выполнять требования матери и игнорировать отца. Его главное стремление — сделать наперекор, наблюдать за реакцией взрослых.
  4. Протест. Необходим для развития воли. Ребенок бурно оспаривает даже незначительные просьбы родителей, стараясь добиться уважения к своему мнению. Он бескомпромиссно отстаивает свою самостоятельность.
  5. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей подчиняться своей воле. Он ведет себя как маленький тиран, вынуждая членов семьи выполнять его желания. Он может быть жесток по отношению к младшим братьям и сестрам, ревновать их, проявлять физическую агрессию.
  6. Своеволие. Попытки выполнять действия самостоятельно. Поскольку большинство задач малышу не под силу, взрослые не позволяют ему проявить инициативу и провоцируют более сильное проявление конфликтного поведения.
  7. Обесценивание. Проявляется в отказе от прежних привязанностей. Ребенок может ломать любимые игрушки, грубить родителям, воспитателям.

Необходимо понимать, что детское непослушание— норма. Не научившись отстаивать свое мнение, малыш будет чувствовать себя неуверенно. Это отрицательно скажется на его дальнейшем развитии, помешает освоению базовых социальных навыков.

Как вести себя родителям?

Родители часто оказываются не готовыми ккризису трех лет. Психология остается наукой, далекой от обычной жизни. Поэтому часто к психологам обращаются, когда ситуация стала опасной и исправить ее сложно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны подготовиться к вызовам кризисного возраста заранее.

https://www.youtube.com/watch?v=71l5Wgp9CyI

Задача родителей— минимизировать давление на ребенка, мягко направлять его личность, позволяя приобретать нужные навыки. Родителям следует:

  1. Придерживаться единого стиля воспитания. Часто в семье родители распределяют между собой роли доброго и злого взрослого: один запрещает, а другой разрешает. Это путает детей, не позволяет выработать стратегию поведения. Малыш может бояться строгого родителя, а доброго заставлять выполнять свои капризы.
  2. Находить компромиссы. Дети не умеют приводить убедительные доказательства своей точки зрения, но им важно научиться отстаивать свое мнение. Важно давать им почувствовать себя победителями спора, слегка уступая желанию.
  3. Уступать в мелочах. Чтобы не потерять родительский авторитет в действительно важных ситуациях, следует позволить делать самостоятельный выбор в нейтральных: например, разрешить самому выбрать игрушку, которую малыш возьмет на прогулку, но настоять на необходимости надеть теплую куртку.
  4. Не навязывать свою помощь. Даже если у малыша не получается выполнить какое-то действие, важно дать ему возможность хотя бы попытаться. Взрослый может предложить свою помощь, но не навязывать ее.
  5. Быть терпеливыми. Капризы малыша — не проявление плохого характера. Если спросить у крохи причину плохого поведения, ребенок не сможет ответить, поскольку сам еене знает. Чтобы снизить психологическое напряжение, полезно закреплять ежедневные ритуалы: укладывать малыша спать в одно время, позволять брать в постель любимую игрушку. Но если он начинает капризничать, можно позволить нарушить расписание.
  6. Использовать игровые приемы. Единственный способ детей овладеть новыми навыками — разучить их во время игры. Действия следует подавать в игровой форме: например, не заставить убирать игрушки, а устроить соревнование на скорость.
  7. Воспринимать ребенка, как самостоятельную личность. Родителям сложно воспринимать малыша, как отдельную формирующуюся личность. Но чем раньше это произойдет, тем проще малышу будет осознать ответственность за собственные действия, научиться принимать собственные решения.

При острых периодах развития личности взрослые должны быть особенно чуткими и понимающими, но не позволять детям манипулировать собой. Вседозволенность и постоянное давление вредны. Чтобы не помешать нормальному развитию ребенка, родителям не стоит:

  • запрещать проявление негативных эмоций;
  • сравнивать ребенка с другими детьми;
  • применять физические методы наказания.

Главный навык, который должен получить малыш по окончанию кризиса — приобретение первичной самостоятельности. Поэтому родительский авторитет должен быть гибким.

Проявлять настойчивость следует только в случае реальной опасности. Ребенок должен понимать, в какой ситуации ему нужно безоговорочно слушаться родителей, а в какой можно принять самостоятельное решение.

Например, если малыш, заигравшись, не смотрит по сторонам, и рискует выбежать на проезжую часть, родитель может и должен окрикнуть, схватить за руку и отвести подальше от опасного участка пути. Скорее всего ребенок испугается и будет капризничать.

Эту вспышку протеста нужно переждать и после обязательно объяснить ему, почему выбегать на дорогу нельзя. Так у него сформируется связь между резкой реакцией родителей и реальной опасностью.

В дальнейшем родителям достаточно будет слегка повысить голос, чтобы у ребенка сразу же возникла ассоциация с опасностью и потребность в послушании.

Тревожные симптомы

Иногдадети не справляются с кризисом. Малыши становится капризными, истеричными, быстро разочаровываются, не пытаются улучшать навыки. Они не меняются, как будто навсегда застряв в трехлетнем возрасте. В тяжелых случаях ребенок становится агрессивным, может представлять реальную опасность для других детей.

Тревожные признаки:

  1. Страх самостоятельности. Суть кризиса трех лет — настойчивое проявление самостоятельности. Если малыш, наоборот, отказывается от самостоятельности, продолжает рассчитывать на помощь родителей, это говорит о замедленном развитии. В детском возрасте это не кажется проблемой, но с возрастом ребенку сложнее становиться самостоятельным.
  2. Отстраненность от родителей. Для малыша важен эмоциональный, тактильный контакт с родителями. Он стремится вызвать отклик, его истерика—попытка достучаться до взрослых. Но если ребенок отстранен, не любит объятий, показывает четкую негативную или безучастную реакцию на попытку контакта, это говорит о нарушениях психического развития: аутизме или расстройстве шизоидного спектра.
  3. Склонность к садизму. Детский садизм, т. е. стремление причинять страдания другим людям, отличается от взрослого деструктивного поведения. Осознав себя как личность, ребенок понимает, что другие люди также являются самостоятельными личностями. Но поскольку у него еще не развито сочувствие, умение сопереживать, он продолжает вести себя эгоистично и ставить свои потребности на первое место. Если он хочет взять игрушку, он не замечает других детей, который уже с ней играют, не реагирует на их плач и протесты. Это нормальный период развития психики, который нужно переждать. Но если ребенку доставляет удовольствие наблюдать за страданиями других детей, он специально их провоцирует, нужно обязательно посетить детского психолога.

Своевременное обращение к психологу поможет избежать тяжелых осложнений. Психолог подберет подходящую тактику поведения, используя которую, родители смогут выстроить адекватные отношения и помочь малышу справиться с усиленной нагрузкой на психику.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-3-let.html

Кризис 3 лет у ребенка — консультация для родителей и советы психологов

Как проявляется и как преодолеть родителям кризис 3 лет у ребенка?

Каждый человек на протяжении всей жизни переживает кризисные моменты. Личностный кризис представляет собой специфические эмоциональные и психологические переживания, которые связаны с внутренними и внешними изменениями в процессе роста и развития. Первый переломный период дети переживают еще в 2-3 года.

В это время происходит естественный процесс становления личности, осознание себя как индивидуума. Детям бывает нелегко справляться с такими моментами в жизни.

Чтобы помочь пережить кризис 3 лет у ребенка, необходима консультация для родителей педиатров, педагогов и психологов.

Опытные специалисты советуют, в первую очередь, успокоится и не поддаваться на детские провокации, но при этом важно окружить малыша любовью и заботой.

Как распознать, что начался кризис 3 лет у малыша?

Кризис 3-летки считается одним из самых ранних и важных в процессе становления личности детей. У всех детей он начинается и проявляется по-разному. Изменения поведения могут начаться еще в возрасте 1,5 года и затянуться до 3-3,5 лет. При этом распознать начало кризиса можно по таким характерным признакам:

  1. Негативизм. Такую детскую реакцию следует отличать от непослушания. Если ребенок отказывается выполнять просьбу взрослого, потому что хочет совершенно другого, то это обычное детское непослушание. Негативизм проявляется как отрицание и неповиновение даже в случае, когда просьба мамы или папы совпадает с его собственными желаниями (например, кроха отказывается кушать свои любимые блюда). При этом негативизм может проявляться по отношению к конкретному взрослому (маме, бабушке, папе).
  2. Упрямство. Его не стоит путать с настойчивостью. Упрямство характеризуется стоянием на своем, поскольку ранее уже прозвучал отказ, даже если ситуация изменилась. Например, малыш не идет кушать, поскольку сказал, что не голоден, но на самом деле уже проголодался.

    Симптомы кризиса 3-х лет

  3. Бунтарство. Строптивое поведение имеет много общего с негативизмом, но направлено оно не на конкретный субъект, а на жизненный уклад семьи. Чаще всего такое поведение проявляется тогда, когда между членами семьи существует разлад (папа запрещает, мама позволяет и тому подобное).
  4. Деспотизм проявляется в желании подчинить взрослых своей воле.
  5. Самостоятельность и своеволие. Малыш постоянно говорит фразу «я сам». Это не плохо, но может переходить рамки – например, когда кроха пытается поднять тяжелые предметы или отрезать что-то ножом.
  6. Противоречивость.
  7. Смена интересов и обесценивание. Если недавно кроха любил определенные игрушки и вещи, то к 3 годам его интересы резко меняются. Он может ломать любимые игрушки, пачкать одежду, падать на пол, отказаться от общения с любимым братиком или друзьями.
  8. Появление истерик и ярости. Если малыш не получает желаемое, он пытается любым способом добиться своего. При этом он часто начинает плакать, кричать, драться и проявлять агрессию, особенно в общественных местах.

Степень выраженности данной симптоматики и продолжительность кризиса зависит от следующих факторов:

  • темперамент ребенка (холерики более импульсивные, поэтому симптомы проявляются ярче и интенсивнее);
  • стиль воспитания (авторитарность и частые запреты способствуют обострению детского негативизма);
  • степень близости матери и крохи (чем ближе эмоционально мама и ребенок, тем легче он переживает возрастные переломы).

Не стоит бояться возрастных кризисов. Каждый переломный момент – это ступенька к новому уровню развития, новым знаниям и умениям.

Консультация для родителей, если ребенок не слушается, капризничает

В переломный для малыша период родителям следует понять, что смена поведения является нормой, она не свидетельствует о плохой наследственности или неадекватности. Ребенок растет и взрослеет, он требует к себе иного обращения и принятие его как личности. Поэтому маме и папе следует попробовать выстраивать с ним новый формат отношений. В этом помогут такие рекомендации:

  1. Воспитание в едином духе. В семье должна быть слаженность. То есть, если имеется запрет на то или иное действие, его должны поддерживать все – мама, папа, бабушки и дедушки. Нельзя разрешать то, что запретил другой взрослый, принимающий участие в воспитании малыша.
  2. Наличие последовательности в своих словах и действиях. Нельзя сегодня разрешать то, что было запрещено вчера. Ребенок должен понимать, что ему нужно ложиться спать в 10, газировку и вредные снеки кушать нельзя и т.д.
  3. Родители должны стать примером для крохи. Тяжело заставить кроху делать что-либо, неподкрепленное личным примером. Если мама не надевает шапку в холодное время, то почему малыш обязан?
  4. Следует запастись терпением и спокойствием. Не нужно реагировать на истерики ребенка криком или применять физические наказания.

    Говорите спокойно и твердо, так малыш лучше вас услышит и поймет ваши требования.

  5. Дать больше свободы. Дети 3 лет хотят самостоятельности. Родителям нужно позволить им выполнять некоторые действия самому – одеваться, помогать в выполнении домашних обязанностей, даже если это займет много времени и создаст маме дополнительные хлопоты. Главное – не переходить допустимые границы (например, поджигать спички или самому переходить дорогу нельзя).
  6. Предоставить право выбора и участие в принятии решений. Если крохе не нравится одежда, которую ему надевают, пусть выберет вещи на свой вкус. Может, это будет выглядеть несуразно, зато сын или дочка будут довольны.Также при выборе игрушек или книг стоит учитывать мнение ребенка – при покупке вещей его стоит брать с собой.
  7. Снизить количество запретов. Малыш взрослеет, в 3 года он уже многое знает и умеет. Поэтому перестаньте на все попытки крохи познать мир отвечать запретом. Пускай он бегает по траве босиком, измеряет ногами глубину лужи, попробует на вкус песок на пляже. Оставьте только те запреты, которые помогают сохранить жизнь и здоровье.

И последнее – необходимо чаще проявлять свою любовь к ребенку. В период кризиса ему необходимо больше внимания, заботы и ласки. Обнимайте кроху, целуйте, говорите ему, как вы его любите, какой он для вас дорогой. Это способствует повышению самооценки малыша, а также установлению между вами близких и доверительных отношений.

Советы психологов и доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что корень проблемы неадекватного поведения крохи в период становления личности лежит в его стремлении к самостоятельности. Поэтому он рекомендует родителям применять 3 правила во взаимоотношениях с ребенком в 3 года:

  1. Давайте ребенку возможность познать мир и осознать свое место в нем. Нельзя следует говорить только в крайнем случае, когда малышу угрожает опасность – нельзя зимой без шапки, нельзя трогать горячий утюг, нельзя сунуть спицы в розетку.
  2. Единая позиция в воспитательном процессе. Все члены семьи должны действовать заодно, поскольку разногласия способствуют обесцениванию авторитета родителей.
  3. Если нет, значит, всегда нет. Когда прозвучал запрет, он должен стать нерушимым. Недопустимо сегодня запрещать что-либо малышу, а завтра разрешить это лишь бы не ныл.

Отдельно Комаровский выделяет детские истерики как способ манипулирования и подчинения взрослых своей воле. В этом случае лучшая позиция родителей – игнорирование и демонстрация равнодушия. При отсутствии реакции на крики и плач, такие формы проявления деспотизма быстро проходят сами по себе.

Также психологи дают еще несколько советов, которые помогают установить с ребенком психологический контакт и таким образом смягчить проявления кризиса. Среди них:

  1. Переключайте внимание капризничающего крохи на интересные предметы, разговоры, пойте песенки, рассказывайте стишки. Это очень отвлекает.
  2. Играйте словами. Если кроха не хочет надевать шапку – «не хочешь синюю или красную?», не желает кушать – «не будем кашку, лучше съедим супчик».
  3. Не заставляйте. Малыш заигрался, а вам нужно домой готовить кушать, убирать. Не следует тянуть кроху за руку, попросите его проводить маму, ведь вы боитесь или вам скучно идти самой.
  4. Позволяйте делать ошибки.
  5. Разрешайте иногда безобидно шкодить.
  6. Не «залюбливайте». Не следует исполнять любые желания и прихоти крохи. Пусть с раннего детства привыкает к отказам. Но подавлять при этом тоже не стоит – попытайтесь найти золотую середину.
  7. Не сравнивайте с другими.Любое сравнение с другими детьми вызывает у крохи снижение самооценки и провоцирует еще больше негатива.
  8. Не применяйте физическое наказание, откажитесь от обидных слов. Ребенок должен расти в атмосфере любви и поддержки. Физическая расправа, насмешки, обзывания воспитывает в маленьком человеке агрессию, страх, недоверие и негативное отношение к родителям.
  9. Хвалите ребенка, поощряйте его самостоятельность.

Наиболее популярные вопросы

Как долго может длиться кризис в этом возрасте?Перелом в становлении психики личности, происходящий приблизительно в возрасте 3 лет, длится обычно от нескольких недель до нескольких месяцев.

Степень выраженности негативной симптоматики часто зависит от характера и типа темперамента крохи, а также от того, насколько гармоничны и доверительны отношения матери и ребенка.У всех ли трехлеток возникают такие проблемы с поведением?Проблемы с поведением возникают не у всех.

Некоторые дети достаточно легко переносят кризис – он проявляется осознанием своего «Я», появлением самостоятельности, самооценки, волевых качеств и настойчивости.

Могут ли домашние животные помочь?При кризисных ситуациях домашние любимцы могут стать способом уравновешивания взаимоотношений между ребенком и взрослыми. Кроха переключает свое внимание на уход за животным, отвлекаясь от истерик и противостояний. Наиболее подходящие питомцы – котенок или щенок.

Кризисы переживают все дети. От поведения родителей зависит, как будет проявляться переломный период и насколько быстро и безболезненно он закончится. На помощь мамам в преодолении возрастного кризиса приходят опытные специалисты – педагоги, психологи и педиатры.

Источник: https://kaknazvat.com/deti/krizis-3-let-u-rebenka/

Кризис 3 лет у ребенка: советы психологов родителям. Какие причины и как пережить

Как проявляется и как преодолеть родителям кризис 3 лет у ребенка?

  • /
  • /

Вашего милого малыша будто подменили? Совсем недавно это был ласковый, спокойный ребенок, которому нравилось выполнять ваши просьбы. А теперь? Что бы ему ни предложили – всё отвергает с криком «нет!», дерзит и ругает родителей. Желает поступать так, как он хочет, и требует, чтобы все в доме подчинялись его приказам.

Когда начинается кризис 3 лет у ребенка?

Кризис трехлетия не обязательно проявляется ровно в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, развития и потенциала малыша. Однако чаще всего этот непростой период начинается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?

Ни один специалист не способен дать точный ответ на этот вопрос, потому что продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая – воспитания ребенка, усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста. Однако в большинстве случаев ситуация стабилизируется к четырем годам.

Каковы причины детского кризиса 3 лет?

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.

Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир.

Он подражает взрослым, использует их лексику, “примеряет” на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.

Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».

Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой – он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) – как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам». Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они – следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:

Малыш стремится сам принимать решения!

Он стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.

Как проявляется кризис 3 лет?

Психологи выделяют семь основных признаков – это, так называемое, семизвездие – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

1. Негативизм или «Как скажете, лишь бы не так и то!»

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!».

Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Попробуйте вместо утвердительной формы “Идем гулять!” просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».

Часто спасает фраза “Давай вместе!”. Например, ребёнок говорит: “Не буду умываться!” заменяем фразой “Давай вместе будем умываться!”, а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок “Водичка, водичка, умой мое личико…” или умываем мишку.

В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?». Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: “Гулять сегодня не пойдем!”, тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.

2. Строптивость или «Нет – и всё!»

Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека – это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).

Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

3. Упрямство или «Я решил сам!»

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: “Я так решил!”.

Например, малыш просит дать ему мяч.

Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!».

Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!

4. Своеволие или «Гордый карапуз»

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и Вы увидите гордость от собственной самостоятельности.

Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с ошибками.

И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть хорошим.

Таким образом, формируется основа «системы Я», т.е. самой личности ребёнка!

5. Протест-бунт или «Стройся, родитель, я – бунтарь!»

Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», “Одень тапочки!”). Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности.

А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Любому человеку (а ребенку и тем более) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какой-либо деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.

Ребенок, чью деятельность постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма.

Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты – очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

6. Обесценивание или «Прочь отсюда – игрушки, книжки…»

Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…). Направляйте энергию ребенка в мирное русло.

Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.

7. Деспотизм или «Я – здесь начальник!»

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.

Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие – брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми (это особенно ценно в подростковом возрасте, когда велика опасность влияния «дурных компаний). Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения взрослых. Кризис трёх лет – прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих. И протекать остро он будет только в том случае, если взрослые, не замечая у малыша тенденции к самостоятельности, будут сохранять прежний тип отношений, устраивающий их, взрослых, но сдерживающий активность и самостоятельность детей.

Результатом выбора неадекватной тактики поведения родителей все вышеперечисленные признаки кризиса могут закрепиться и принять устойчивый характер, и впоследствии, привести к таким невротическим явлениям как энурез, ночные кошмары, заикание и пр.

Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный характер, либо не возникнуть вовсе.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка? Советы психологов

«Что же делать?» – именно таким вопросом часто задаются родители маленьких бунтарей. Всем озадаченным мамам и папам психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:

Вырабатывайте правильную тактику своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером. Проявляйте твердость. Устанавливайте четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи без исключения.

Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на что-нибудь нейтральное (вспоминайте, какую собачку, кошечку или бабочку Вы видели на прогулке).

Когда ребенок злится или у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Отложите это до тех пор, пока малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное безлюдное место.

Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем, рассказываете, что мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно многое: умывание, одевание, уборку игрушек…

Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно.

Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам, несмотря ни на что.

От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.

У ребенка кризис 3 лет. Когда нужна консультация психолога?

Если в душе закрались сомнения в правильности действий, тревога и переживания, обратитесь за помощью к детскому психологу. Психолог поможет справиться с проблемой, и разработает индивидуальную программу занятий для Вашего малыша с учётом его личностных особенностей и особенности семьи в целом. Ведь каждый ребёнок – уникальный и каждая семья – уникальная.

Виктория Айзикович

В нашем центре «Как здорово!» Вы можете получить консультацию замечательного детского психолога Виктории Айзикович, чейвысокий профессионализм, многолетний опыт и любовь к своему делу помогают достичь высоких и стойких результатов в решении различных проблем у детей и взрослых.

Источник: https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/krizis-3-let-u-rebenka

Кризис 3 лет: что это такое, как проявляется у ребенка трех лет, психология, мнение Комаровского, как вести себя родителям

Как проявляется и как преодолеть родителям кризис 3 лет у ребенка?

О кризисе 3 лет наслышаны многие родители, но при столкновении с данной ситуацией в семье не все осведомлены, как себя правильно вести.

Согласно утверждениям психологов и педиатров, каждый ребенок по мере взросления переживает несколько переломных моментов в своей жизни.

По этой причине родителям не стоит пытаться противостоять естественным процессам формирования личности, а научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Что такое кризис трехлетнего возраста?

Кризис трех лет возникает в момент психологической перестройки организма при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту. Ребенок начинает понимать, что он способен выполнять многие задачи без помощи близких, т.е.

в этот период происходит формирование автономной личности. Но, т.к. не все намеченные задачи имеют удовлетворительный финал, возникает необходимость обращения за помощью к взрослому человеку.

Недостаток компетентности в выполнении поставленной цели формирует противоречие внутри сознания ребенка, что проявляется в изменении его поведения.

Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, кризис трехлетнего возраста формирует независимость и волевые качества человека.

7 основных признаков кризиса

Первые признаки кризиса 3 лет у ребенка ощущают на себе его близкие люди, т.е. человек, который берет на себя ответственность за воспитание и все время находится в тесном контакте (чаще всего &#8212, мама). С остальными окружающими дети могут вести себя без изменений в поведении.

Чтобы отличить избалованность от кризиса трехлетнего возраста, психологи выделяют 7 признаков данного состояния:

  1. Негативизм &#8212, характеризуется поведением, которое противоречит просьбам, исходящих со стороны окружающих. Негативизм от непослушания отличается тем, что требования родителей, даже если они совпадают с собственными желаниями, не выполняются. Например, когда ребенок устал играть во дворе с друзьями и проголодался, но не хочет идти домой обедать и отдыхать только по той причине, что его позвала мама. В большинстве случаев не выполняются просьбы одного человека. Ребенок прислушивается к словам другого взрослого, например, папы.
  2. Строптивость. Отличительный признак строптивости от негативизма заключается в том, что ребенок протестует против всех установленных порядков. Все просьбы он отрицает, независимо от того, от кого они исходят. Чаще всего симптомы строптивости ярко проявляются у тех детей, в семьях которых родители имеют разные взгляды на способы воспитания.
  3. Упрямство &#8212, ребенок отстаивает свое желание всеми возможными способами. Он игнорирует мнение окружающих. Упрямство не следует путать с настойчивостью. Например, если ребенок отказывается идти обедать до тех пор, пока не закончит разукрашивать картинку, &#8212, это желание достичь поставленной цели, т.е. настойчивость. В момент упрямства индивид не желает выполнять требования других.
  4. Деспотизм &#8212, возникает необходимость управлять другими. Если родители не выполняют желания ребенка, он начинает кричать, драться, плакать, забирать игрушки у других детей (братьев или сестер) и пр.
  5. Обесценивание &#8212, равнодушие возникает к предметам и людям. Ранее любимые игрушки или книжки могут быть разорваны. Детский словарный запас расширяется, поэтому в момент кризиса трех лет родители часто слышат в свою сторону грубости и оскорбления.
  6. Своеволие &#8212, ребенок отказывается от родительской помощи. Такое поведение развивает умственные способности (завязывание шнурков), но и может быть опасным для жизни. Например, отказ от помощи родителей перейти через дорогу за руку или самостоятельное использование электрического прибора.
  7. Несогласие или протест &#8212, постоянное давление со стороны родителей по отношению к выполнению установленных норм (не ломать, не кричать, не бить и пр.) вызывает ответную протестующую реакцию у ребенка. В большинстве случаев поставленные запреты ранее были разрешенными действиями, например, родители ранее не обращали внимание на сломанную игрушку, а сейчас &#8212, ругают.

Что делать родителям &#8212, советы психологов

Когда у ребенка наступает кризис трехлетнего возраста, родителям необходимо запастись терпением и относиться ко всему происходящему с пониманием. Избежать конфликтов не получится, но следует научиться с ними справляться.

Ребенку необходимо давать возможность принимать решения, делать выбор и выполнять некоторые задачи самостоятельно. Нельзя отказываться от помощи. Если ребенок хочет вымыть пол или посуду, рекомендуется доверить ему эту работу. Правила поведения не должны выходить за рамки социальных норм, но и устанавливать большое количество запретов тоже нельзя.

Чтобы пережить кризис трех лет без ущерба для психики, нельзя реагировать на изменения в поведении ребенка с агрессией. Повышение голоса или другие дисциплинарные взыскания со стороны родителей могут усугубить ситуацию. Рекомендуется искать компромиссы. Если ребенок не хочет идти на прогулку, следует предложить ему посетить новую детскую площадку.

Право самостоятельного выбора &#8212, это важный этап формирования личности. Нужно предоставлять возможность самому решить, в каком платье или костюме пойти в детский сад.

Кризис 3 лет у детей, проживающих в семье, в которой более 1 ребенка, часто сопровождается выраженной агрессией по отношению к братьям и сестрам. Чтобы избавиться от такого поведения, родителям следует одинаково распределять свое внимание между детьми.

Желание самостоятельно выполнить какую-либо работу должно поощряться. Похвала не обязательно выражается в форме покупки игрушки или сладостей. Достаточно похвалить словесно. В случае неудачи следует поддержать дочку или сына и попытаться объяснить, что он только учится и в следующий раз все получится.

Ребенка не рекомендуется сравнивать с другими детьми и важно придерживаться одной системы воспитания. Бабушкам и дедушкам, которые часто балуют внуков, следует объяснить, что существуют рамки дозволенного. Если родители не дают детям конфеты до обеда, то и другие родственники должны придерживаться таких правил.

Мнение доктора Комаровского

Кризис 3 лет психология объясняет, как движущую силу детского развития, которая свидетельствует о начале нового этапа формирования личности. По мнению доктора Комаровского, в этот период жизни родители должны соблюдать 3 правила педагогики:

  1. Все запреты должны быть обоснованными и не подлежать обсуждению. Например, брать иголки нельзя, т.к. это может стать причиной проблем со здоровьем.
  2. Решение родителей, которое принимает и выполняет ребенок, должно быть одинаковым. Если мама запретила идти гулять, то ее должны поддержать все члены семьи.
  3. Игнорирование капризов. Если ребенок пытается добиться своей цели с помощью криков, плача и прочего, родителям не рекомендуется идти на уступки. Необходимо находить компромисс.

Все дети индивидуальны, поэтому кризис трех лет у каждого ребенка может проявляться с различной интенсивностью. Если родители не могут самостоятельно найти правильный выход из ситуации, рекомендуется обратиться к семейному врачу или психологу.

Загрузка…

Источник: https://beauty-love.ru/zdorove/zdorovoe-pitanie/kak-proyavlyaetsya-i-kak-preodolet-roditelyam-krizis-3-let-u-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.