Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

Содержание

Синдром отличника у ребенка, что делать?

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

Часто, родители сами слишком завышают требования к дочке или сыну и ребенок, старясь угодить, много учится, сидит за уроками, помогает в быту, старается и теряет свои лучшие детские годы. По мере взросления, ребенок начинает предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим, что чревато, как минимум, одиночеством. Хотите ли вы такой судьбы своему чаду?

Признаки, характерные для синдрома отличника

Этот синдром, которому чаще подвержены девочки, кажется подарком для родителей и они часто закрывают глаза на многие его проявления.

А зря! Если вовремя не обратить внимания на такого ребенка, в лучшем случае, у него разовьется много комплексов.

А вместе с завышенными требованиями к себе и окружающим, очень велик риск получить сильную депрессию, нервный срыв и ощущение того, что такой человек никому не нужен. Как вам перспектива? Не очень?

Чтобы хотя бы немного почувствовать, что это такое, представьте себе самый сложный экзамен, от которого зависит вся ваша карьера. Представили? Вот такой своеобразный экзамен ребенок-перфекционист сдает каждый день.

Иными словами, синдром отличника вызывает сильное психическое напряжение, которое приводит к истощению нервной системы, а затем и всего организма в целом. И, как бы вас не радовали успехи ребенка, необходимо обратить внимание на его поведение, чтобы вовремя заметить тревожные признаки.

Как распознать синдром отличника?

  • Такие дети очень неуверенны в себе и при этом весьма болезненно реагируют на любую критику в свой адрес. Ребенок может даже впасть в депрессию или, по крайней мере, у него надолго испортится настроение. Возможны проявления агрессии: ребенок начинает огрызаться, может затеять драку.
  • Ребенок легко жертвует прогулками, общением с приятелями, разными развлечениями ради достижения успеха.
  • Ревность у таких детей проявляется к тем детям, кто получает похвалу от учителя и отличные оценки. Причем эта ревность очень хорошо заметна окружающим.
  • Такой ребенок боится потерпеть неудачу и может легко отказаться от выполнения задания, которое, по его мнению, способно дискредитировать его. В школе можно встретить случаи, когда ребенок-отличник отказывается выходить к доске, чтобы не выглядеть дураком и не опозориться. В случае неудачи, он становится апатичным, возможно даже развитие депрессии.

Главным мотивом для ребенка является получение отличной оценки, а для этого он пойдет на все, может даже схитрить или подставить одноклассника.

Самооценка у ребенка с синдромом отличника может сильно повыситься, если его похвалить, а если забыть это сделать, у него сильно испортится настроение.

Если ваш ребенок рассеян, чем можно помочь?

Чем помочь ребенку с синдромом отличника?

  • Родителям, которые слишком завысили планку для ребенка, необходимо умерить амбиции и перестать перекладывать на него свои комплексы и нереализованные мечты. Не нужно ругать свое чадо за «четверки» и внушать ему, что он способен на большее. Тем более, не следует наказывать за тройки, хвататься при этом за сердце и валерианку, закатывать показные истерики.
  • Не сравнивайте своего ребенка и его промахи с успехами других детей. Никогда. Не нужно говорить, что, к примеру, у Пети или Васи математика получается лучше, чем у вашего ребенка. Лучше скажите ребенку, что вы в него верите и очень любите, даже если математика ему не дается.
  • Старайтесь поднять самооценку своему ребенку, отвлеките его, помогите найти хобби, просто так, для души и самовыражения.
  • Расскажите, что умение проигрывать – целая наука, овладев которой, ребенок сможет неудачи превратить в успех и получить при этом очень полезный опыт. Право на ошибку имеют все.Объясните ему, в чем преимущество совершаемых им ошибок.
  • Прививайте ребенку «здоровое разгильдяйство». Иногда полезно расслабиться, развлечься, просто отдохнуть, просидеть лишний час на диване или сходить с друзьями на прогулку.
  • Развивайте у деток оптимизм и чувство юмора, самоиронии. Это очень полезное качество, позволяющее принять себя таким, какой есть.

Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо предъявлять к нему разумные требования. Перфекционизм, конечно, не является болезнью, но может сильно отравить жизнь вашему чаду и окружающим его людям.

Источник: https://viline.tv/deti/article/sindrom-otlicnika-u-rebenka-cto-delat

Почему нельзя делать из ребенка отличника? Напоминалка любящим родителям

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

Кто такой отличник? Это роль, привычка быть тем, кем тебя хотят видеть окружающие – хороший сын, лучший ученик, выгодный сотрудник, удобный член команды, на которого можно переложить все свои заботы и надежды.

Отличник всегда и во всем должен быть победителем, самым лучшим, самым первым.

Это человек, который работает на ожидания своего круга, который стремится соответствовать правилам хорошего тона и ни в чем не дает себе поблажек.

Но знаете, отличники определенно проигрывают людям, которые просто хотят быть счастливыми. Ведь если первые игнорируют свои желания в угоду социальным шаблонам, вторые живут ради себя, своей самореализации и гармонии. Получается, когда отличник отрабатывает программу максимум, хорошисты просто живут в свое удовольствие. И в этом колоссальная разница!

Не делайте из ребенка отличника

Зачем вы лепите из него робота-должника? Зачем учите его прогибаться под чужие нормы, соответствовать завышенным стандартам, быть удобным, исполнительным, лишенным недостатков сверхчеловеком? Разве такие люди на вашей памяти хоть когда-то были счастливыми?

Поймите, главное – быть не правильным, но быть собой, знать, чего хочешь от этой жизни, уметь побеждать внутренние страхи и творчески подходить к проблемам. Быть не медалистом, но влюбленным в жизнь творцом, который способен менять этот мир, писать для него новые правила и без устали подниматься после каждого поражения.

Отличник мыслит шаблонно, он не умеет нарушать правил, не умеет избавляться от лишних обязательств, всегда работает на кого-то, живет по установленным кем-то требованиям, он пешка.

Ребенок, которому позволили быть собой, свободен от возложенных на него ожиданий, не боится ошибок или трудностей, не боится менять ход вещей, и потому создает историю. Он умеет жить, служить не нормам, но вдохновению, не грамотам, но талантам.

Вот почему нужно отпустить ребенка, позволить ему развиваться естественным образом, чтобы полностью раскрыть свое «я».

7 советов родителям, которым трудно отпустить детей

• Прекратите зажимать свободу самовыражения у своего ребенка. Пусть одевается, как хочет, двигает мебель у себя в комнате, как нравится, ведет такой образ жизни, который его вдохновляет. Тогда в будущем он сможет сам устанавливать правила, менять мир и его законы, продуцировать новые идеи. Творчество невозможно без свободы мысли, которая начинается со свободы самовыражения.

• Перестаньте навязывать детям свое видение счастья. Быть может, вы видите дочь врачом, а сына – основателем крупной корпорации, однако не вам решать, каким путем им должно идти. Вы не можете навязать свое представление о хорошем, потому что это не ваша жизнь, а значит, не ваше дело.

Отпустите детей, позвольте им самим выбрать будущее, дайте им шанс найти себя. Не любит танцы? Не насилуйте. Не щелкает алгебраических формул? Обратите внимание на то, что у него получается хорошо.

В жизни победителями становятся не отличники, но люди, полные решимости перевернуть мир под себя.

• Позвольте ребенку допускать ошибки. Ошибки дарят нам новый опыт, заставляют самосовершенствоваться. Мы не боги, не можем знать все и уметь все, но у нас есть способность к обучению. Так пусть очередные пробелы станут толчком для развития.

• Научите его любить по-настоящему, бережно относиться к чувствам других людей. Не бойтесь рассказывать истории своей молодости о любви, разбитых надеждах или счастье вопреки. Дорога любви не всегда усыпана розами, все красивое имеет шипы. Поведайте, как важно уметь прощать, быть поддержкой, опорой и при этом дарить друг другу свободу.

• Дайте возможность ребенку заниматься тем, чем ему хочется. Не навязывайте любимых книг или музыкальных жанров, не записывайте на кружки, которые кажутся вам полезными. Пусть он сам ищет себя, свой путь, свою личность, а вы наблюдайте и немного подсказывайте издалека.

• Чаще разговаривайте друг с другом, интересуйтесь миром своего малыша. Какая разница, что он ел на завтрак.

Лучше поинтересуйтесь, о чем думает ребенок, когда засыпает? Какие истории рассказывают ему друзья, какие рисунки он рисует по вечерам, почему украсил комнату в таком стиле? Не читайте нотаций, не говорите в приказном тоне, общайтесь на равных. А иногда хорошо и просто помолчать вместе.

• Не торопите свое чадо быть взрослым, не насилуйте знаниями, не лепите второго Эйнштейна. Поймите, он сам должен захотеть двигаться дальше, прыгать выше, быть лучше.

Предоставьте ему возможности развиваться и наблюдайте со стороны, ребенок сам выберет, как и когда воспользоваться этой библиотекой. Не решайте за него, не тяните его, не заставляйте из-под палки и не забивайте упреками.

Дайте свободу, предоставьте площадку для разгона – и отойдите в сторону.

Будьте примером для своего ребенка. Не стремитесь занять ряды первых и самых лучших, быть вечным победителем или отличником. Оставайтесь собой, стремитесь сохранить свою индивидуальность. Лучше быть не идеальным, но счастливым!

Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

Источник: https://flytothesky.ru/pochemu-nelzya-delat-iz-rebenka-otlichnika-napominalka-lyubyashhim-roditelyam/

Как воспитать отличника

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

Многие родители хотят, чтобы дети были предметом их гордости, достигли успеха в жизни, лидировали в учёбе или спорте. Особенно этот вопрос актуален для тех, кто сам представляет собой цельную, достойную личность. Разумеется, в данной ситуации бесполезно читать нотации и ставить в пример соседских отпрысков. Что же нужно делать, чтобы вырастить умного и ответственного ребёнка?

Советы по воспитанию отличника

  • Самообразование. Учёными-медиками подтверждён факт того, что интеллект малышу передаётся генетически от матери. Ни один репетитор не даст тех знаний, которые закладываются на уровне ДНК. Поэтому ещё задолго до планируемой беременности необходимо заниматься саморазвитием: повышать собственный уровень образования, читать разнообразную литературу, слушать классическую музыку, посещать театры, развивать историко-географические познания с помощью путешествий по миру. Не секрет, что у детей из семьи спортсменов большая предрасположенность к физическому развитию, из семьи музыкантов – к овладению инструментами. Так и с интеллектом. Потомки обладателей высшего образования и разносторонних знаний быстрее впитывают новую информацию и легко справляются с учебным материалом в школе.
  • Полная загруженность. Часто мамы жалеют детей, но природа не терпит пустоты. Свободное время и место в голове ребёнка в любом случае заполнится, но уже чем-то ненужным и лишним: компьютерными играми, нецензурной бранью дворовых мальчишек, сплетнями бабушек. Мозг ребёнка всю информацию впитывает как губка. Надо использовать подобную особенность организма, максимально нагружая малыша различными занятиями. Ребёнок должен посещать спортивную секцию или музыкальную школу, кружок рукоделия или хореографический класс. Это не только поможет заинтересовать и развить дитя, но и сделает его жизнь насыщенной. Дополнительный интерес позволит легче справляться со школой и стремиться к новым достижениям. Чем больше человек делает, тем больше успевает. Как говорил Лев Толстой: «Лучший отдых – смена трудовой деятельности: попишем и попашем!» Распределённое и расписанное по минутам время позволяет приучить малыша к дисциплине и самоорганизации, взрастить в нём лидерские качества. Кроме того, именно такое детство впоследствии вспоминается как счастливое.
  • Мотивация. Каждый труд должен быть вознаграждён, и ребёнку нужно показать: ради чего он старается. Основываясь на принципе «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает», стоит привить и наследнику такие ценности. Если закончил школьник семестр с отличными оценками, то необходимо поощрить его, устроив интересные каникулы. Будет ли это поездка в другие города и страны или посещение развлекательных центров в своём районе – не столь важно. Главное, чтобы ребёнок понимал цель, к которой он идёт. Давая обещания, родители обязаны их выполнять, дабы не подрывать веру дочери или сына в них. Важно не переборщить с сюрпризами и не поощрять плохие поступки и неудачные результаты.
  • Помощь в выполнении уроков. Если школьнику что-то не понятно в освоении материала, нужно с ним сесть, прочитать, объяснить, помочь разобраться. Ребёнок почувствует не только авторитет родителей, но и душевное единение, а это положительно скажется на результате. Самое нелепое и беспомощное в такой ситуации – это сбрасывать ответственность на учителей и репетиторов или укорять дитя успехами одноклассников. Этот путь ведёт к неприятию учёбы, преподавателей и неправильным приоритетам в жизни.

 Важно любить ребёнка, верить в его успех, подавать позитивный пример. Тогда он сам будет тянуться к знаниям и непременно станет отличником! Можно воспользоваться услугами репетиторов по математике по скайпу.

Подготовка к сдаче экзаменов, индивидуальные занятия по скайпу, «подтягивание» отстающих по предмету.

Опыт работы репетитором: 11 лет

Опыт преподавания: Преподаватель в ВУЗе более 17 лет

Махрачева Надежда – скайп-репетитор по физике и сопромату

Подготовлю к любым экзаменам, помогу в выполнении домашних заданий и курсовых, сделаю физику любимым предметом.

Опыт работы репетитором: 2 года.

Опыт преподавания: Учитель в школе 6 лет.

Лихачева Мария Геннадьевна – продвинутый скайп-репетитор по обществознанию

Подготовлю к любым экзаменам, помогу в выполнении домашних заданий и курсовых, сделаю обществознание любимым предметом.

Опыт работы репетитором: 3 года.

Опыт преподавания: Учитель в школе 6 лет.

Перьева Галина – онлайн-репетитор по обществознанию и социологии

Подготовка к поступлению в ВУЗ, устранение пробелов в знаниях, индивидуальные консультации, подготовка к ЕГЭ.

Опыт работы репетитором: 2 года.

Опыт преподавания: Учитель обществознания в общеобразовательной школе более 6 лет.

Коробкова Юлия Васильевна – репетитор по географии в Skype

Отвечу на любые вопросы по географии, подготовлю к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, помогу с домашней работой и подготовкой к контрольным работам.

Опыт работы репетитором: 9 лет.

Опыт преподавания: Учитель географии в общеобразовательной школе более 10 лет.

Источник: https://repetitorskype.ru/blogs/kak-vospitat-otlichnika

Мамина гордость: мой ребенок – отличник. Всегда ли это повод для радости?

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

По роду своей деятельности мне достаточно часто приходится общаться с мамами, главная гордость которых – их ребенок: умница, отличник, по всем предметам успевает, все знает… В половине случаев я понимаю, что спустя десять лет моей посетительнице гордиться будет, собственно, нечем.

Дело в том, что отличник отличнику рознь. Наверное, каждый из нас замечал, что лишь немногие отличники после окончания школы находят свое место в жизни, становятся успешными и независимыми.

У подавляющего большинства «подающих надежды» детей судьба складывается иначе: за успешным окончанием ВУЗа следует стандартное рабочее место в стандартной компании со стандартной зарплатой и безрадостными перспективами на будущее.

В чем же секрет такого колоссального различия? В причинах, по которым ученик становится отличником.

В 2002 году я вплотную работала над темой детской одаренности и в течение месяца наблюдала и исследовала более 50 детей-отличников, собранных из разных школ нашего города в общий детский лагерь.

Целью исследования было выявление их общих особенностей, мотиваций к обучению и специфических проблем.

Но вместо этого было выявлено, что все одаренные дети делятся на две существенно разные категории, с разными особенностями, мотивациями и проблемами.

Тип № 1. «Классические» отличники

Это дети, которые качественно и старательно выполняют все домашние задания по всем предметам, посещают кружки и дополнительные занятия. Представителями этого типа отличников обычно очень гордятся родители: примерные, послушные, радующие хорошими оценками и глубоким уважением к общепринятым ценностям.

Такие дети – находка для учителей: примерное поведение, завидное прилежание, податливость – таким ребенком легко управлять и с ним не бывает проблем. Именно благодаря этому типу детей учителя сдают хорошую отчетность по олимпиадам и внеклассным мероприятиям (даже самым скучным).

Эти дети учат то, что нужно учить, делают то, что нужно делать, краснеют тогда, когда нужно краснеть… Это значит, что самостоятельные (а уж тем более креативные и ответственные) решения отличники такого типа принимать не обучены. Они учатся «на отлично» благодаря своей усидчивости, завидной силе воли, исполнительности и, конечно же, повышенным умственным способностям.

По этим же причинам эти дети становятся отличниками и в ВУЗе.

Когда же жизнь ставит их перед фактом выбора рода деятельности, они пытаются найти себе работу, максимально приближенную к хорошо знакомой им школьной системе: должно быть предельно ясно, что нужно делать, чтобы быть «хорошим»; от них не должны, как и в школе, требовать самостоятельных решений и ответственных действий.

Догадываетесь, в образе кого на арене жизни представляется нам вчерашний «классический» отличник? Это портрет обыкновенного клерка, с рядовыми поручениями, рядовой зарплатой и рядовыми перспективами. Так примерное поведение и старательность в школе перерастают в безмятежную исполнительность и прилежание на малоперспективной работе.

В молодые годы бывшего отличника обычно удовлетворяет такое положение вещей. Как показывает статистика, проблемы возникают в более зрелом возрасте, когда работник понимает, что для его амбиций и умений – это потолок его карьеры. Это осознание серьезно усугубляет кризис среднего возраста. К сожалению, этот сценарий является одним из наиболее частых в жизни «классических» отличников.

Тип № 2. «Креативные» отличники

Эти дети выполняют домашние задания в большей части поспешно и небрежно. Иногда домашние задания готовятся на перемене перед уроком.

Систематически изучаются только 1-2 любимых школьных предмета или предметы, необходимые для поступления в ВУЗ.

Высокие оценки по всем предметам являются не только следствием применения высоких умственных способностей ученика, но и «побочным эффектом» его находчивости и приспособляемости к внешним условиям.

Эти дети оказываются в числе первых без особых усилий, как бы сами собой. У этого типа отличников уже в возрасте 10-12 лет есть свое аргументированное мнение на многие вопросы. Такой же аргументации они ожидают и от взрослых в ответ на каждую их просьбу под лозунгом «надо».

Говоря научным языком, этим детям необходимо создавать сложную разностороннюю мотивацию к действию.

И если родители не имеют терпения или возможности заниматься «качественным» мотивированием своих чад к обучению, примерному поведению или уборке в комнате – у них могут сложиться натянутые отношения.

Имеет смысл относиться к мнению ребенка с уважением, как к мнению взрослого человека – тогда такие дети легко идут на компромисс в силу своей разумности и сознательности.

Преподаватели таких детей по сравнению с их родителями имеют меньше неудобств: несмотря на то, что такие дети, по сути, являются воплощением самостоятельности и амбициозности, они в большинстве случаев тщательно маскируются под «классического» отличника для того, чтобы сохранить равновесие при общении с преподавателями и одноклассниками.

Один из участников моего исследования заявил: «Я никогда не читаю книг, которые нам задают по литературе, потому что если я прочитываю хоть одну главу – мы пол-урока спорим с учительницей о том, что же хотел сказать автор.

А потом она выходит из себя и ставит мне двойку».

На мой вопрос о том, как он в таком случае умудряется писать самые лучшие сочинения в классе, он ответил: «Я просто переписываю критику из учебника своими словами, используя как можно больше заумных слов из толкового словаря. Учительнице так нравится».

Этот пример – еще одно доказательство того, что такие дети учатся «на отлично» по причине своей высокой приспособляемости к внешним условиям и способности генерировать новые оригинальные решения.

Научившись приспосабливаться еще со школьной скамьи к особенностям преподавателей и нюансам школьной системы, эти дети с легкостью приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям реальной жизни.

С их умениями принимать самостоятельные решения и генерировать нестандартные идеи они имеют гораздо больше шансов на самореализацию и успех в жизни, чем их собратья – «классические» отличники.

Но что же делать родителям, которые узнают в своем чаде типичного «классического» отличника-трудягу, самостоятельность и креативность которого постепенно стремятся к нулю?

Прежде всего имеет смысл неудачные самостоятельные решения ребенка поддавать не критике, а совместному конструктивному анализу.

Положительный эффект возымеет поощрение ребенка не за безропотное исполнение просьбы, а за «лишние» вопросы и запросы на аргументацию.

Способствуйте развитию у вашего ребенка устойчивого креативного мышления (советы по этому вопросу можно получить у детского психолога).

P.S.: Одна из посетительниц нашего центра, прочитавшая эту статью, возразила: «Я знаю только то, что знания крепче у «классического» типа отличников!» Да, это так.

Но это меня беспокоило бы только в том случае, если бы уровень жизни и степень самореализации человека зависели исключительно от того, знает ли он теорему Виета.

Как говорил Фран Лебовиц: «В реальной жизни, уверяю вас, никакой алгебры нет».

Марина Плеве, тренер, практикующий психолог, руководитель центра развития «Горизонт»

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

сб, 28 Сентября, 2019 – 18:00Мандала – рисунок души500 грн
вс, 29 Сентября, 2019 – 09:00Стрельба из лука для детей 6-16 лет450 грн
вс, 29 Сентября, 2019 – 09:00Веревочный курс для детей 6-16 лет450 грн
вс, 29 Сентября, 2019 – 09:00Поход вдоль моря + Встреча с художником-керамистом Ольгой Радость (для детей 6-16 лет)450 грн
вс, 29 Сентября, 2019 – 11:005 ключей к счастью. Программа для детей и подростков150 грн
вс, 29 Сентября, 2019 – 12:00Ловец Снов. Создание талисмана500 грн

Источник: https://www.personal-trening.com/node/1462

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты.

Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками.

Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.

Как формируется «синдром отличника»?

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными.

Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят.

В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку.

Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье.

Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

1. Умерьте свои амбиции

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка.

Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка».

А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми.

Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке.

Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Понимаете ли Вы своего ребенка?

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/sindrom-otlichnika-kak-pomoch-rebenku/

Как сделать из ребенка отличника – «Ваше все»

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Сколько бы ни бытовало в обществе весьма распространённое мнение о том, что отличники в школе не являются таковыми по жизни, что оценки в процессе обучения — вовсе не показатель реальных знаний и способностей ребенка, не гарантия его светлого будущего, однако многие родители хотят найти способ как сделать из ребенка отличника.

А что разве плохо, если малыш будет успешен в школе? Если в его дневнике будут стоять заветные пятерки? Неужели здравомыслящие неравнодушные к судьбе своего дитя родители будут наплевательски относиться к его отметкам? Что нового и полезного может дать родителям психология ради достижения столь благородной, на первый взгляд, цели? Давайте разберемся.

Благие цели, а все летит к чертям!

  «Ох, опыт, сын ошибок трудный!» — писал классик, но мы-то чай не в средневековье живем и интернетом пользоваться умеем. Просто склады информации, горы чужого опыта.

Казалось бы, изучай, делай выводы и не повторяй чужих ошибок. Бери и пользуйся готовыми рецептами: как сделать из ребенка отличника.

Тем не менее, обилие разнородной информации не защищает родителей от совершения оплошностей в воспитании детей.

  Непростой выбор: делать ли с ребенком уроки вплоть до конца обучения, контролировать каждую отметку или предоставить ребенку возможность расти самостоятельным, самому брать ответственность за свои поступки, полученные двойки, несделанные домашние задания? И в том и в другом случае известны как успехи, так и провалы. Игра в рулетку. Игра, цена которой порою — это счастье ребенка.

  Нельзя решить задачу как сделать из ребенка отличника, когда неизвестной остается самое важное – внутренние способности, природные задатки, используя терминологию системно-векторной психологии – вектора ребенка.

Отличниками и рождаются, и становятся

  Отличниками по своей сути могут быть только представители анального вектора. Они обладают необходимым терпением, энциклопедичной памятью, любят основательно учиться, работать по образцу, учитель для них является авторитетом. Анальники послушны, для них значимо общественное мнение, похвала.

  Родителям анальных детей только необходимо поддерживать их на начальном этапе обучения, чтобы они освоились, почувствовали себя уверенно в новой обстановке, с новыми требованиями и правилами, так как анальники – консерваторы во всем, плохо адаптируются к новизне, им сложно сами сделать первый шаг, они стеснительны, скромны, ждут, пока их заметят.

  Как правило, анальные дети первые месяцы в школе растеряны, не собраны, сами на себя не похожи по сравнению с поведением в детском саду. Там они находились в привычной для себя обстановке, а школа, класс, учитель – это все новое, это стресс. Воспитывать в подобной ситуации анального первоклассника самостоятельность точно не стоит.

Он нуждается в родительском (особенно мамином) внимании и поддержке.

Проверить как собран портфель, выполнены задания, создать дома спокойную обстановку для обучения, не торопить его ни в коем случае, собрать отличную домашнюю библиотеку, похвалить за приложенные усилия в обучении, погладить по голове – то, что ему нужно, дабы ощутить почву под ногами и последующие годы радовать родителей своими отличными отметками.

  Могут быть отличниками и дети с уретральным вектором, но если им самим этого захочется и только по тем предметам. Заставить их учиться невозможно. Дети — вожди не терпят запретов и указаний. Воодушевить их можно на покорение учебных вершин, отправить учиться в школу, где свобода и творчество, талант и яркие личности приветствуются, где у него будет шанс реализовать свою царскую натуру.

  Дети с кожным вектором вполне могут быть хорошистами, но им не хватает анальной усидчивости и умения оперировать большим объемом сведений, раскладывая их по полочкам и систематизируя.

Родителям для кожных детей важно соблюдать строгий режим дня, развивать в них целеустремленность и дисциплинированность, создавая четкие ориентиры дозволенного и запретного, а также разумные санкции за нарушение оговоренных правил.

Кожные дети быстро все схватывают, буквально на лету, у них логическое мышление, поэтому им легко дается математика.

  В соответствии с векторами ребенка ему всегда можно найти занятие, где он сможет раскрыть свои таланты на полную мощность и даже, не будучи отличником, будет чувствовать себя успешным и что более значимо – счастливым.

Выводы

  Не всем дано быть отличниками, но все мы рождены для счастья. Другое дело, что настойчивое желание родителей сделать из ребенка отличника, не разбираясь в психологических тонкостях, приводит к тому, что мы получаем на выходе школы несчастных людей, с накопленным багажом комплексов и обид.

  Попытки родителей платить деньги за положительные оценки, шантаж «мы тебя не будем любить, если ты не будешь хорошо учиться», угрозы, наказания, манипулирование, тотальный контроль его учебной деятельности на протяжении всего обучения оставляют неизгладимые следы в душе ребенка. Какие конкретно – зависит от векторального набора чада.

  Думается, гораздо важнее родителям знать ответ не на вопрос как сделать из ребенка отличника, а как вырастить его счастливым. Подумайте об этом, прежде чем ломать понапрасну копья на поприще обучения и навешивать на ребенка непосильное для него бремя отличника.

Первые дни ребенка в школе

Продлёнка в школе: ходить или не ходить?

Как преодолеть стресс перед экзаменом?

Любимчики у учителей

Источник: http://www.vashevse.ru/spravochnik/2012-09-12-11-20-57/11866-2014-09-11-10-22-48

Синдром отличника. Что делать? Советы родителям

Как сделать ребенка отличником — советы для родителей

Снежана Рузавина

«Лучший ученик», чей портрет не покидает доску почета, «звезда школы», обласканная похвалами учителей, «всем пример» — идеальные роли учебного сценария или тяжкое бремя?

Часто спутником высоких достижений является синдром отличника — психологическая особенность, заставляющая человека во всем достигать только отличных результатов.

Хрестоматийно успешные дети — не всегда беспроблемные дети. — Источник

Увлеченный учебой, выделяющийся среди сверстников по всем показателям ребёнок, из дневника которого так и сыпятся пятёрки. Полки с блестящими кубками и аккуратными стопками благодарностей и дипломов высшей степени. Идиллическая картина, если желание достигнуть высоких результатов имеет разумные пределы.

Тревожные «звоночки»

По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
  4. Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
  5. Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
  7. Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.

Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник

Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:

  • невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
  • заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
  • застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
  • попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
  • нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
  • опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
  • отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.

Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник

Как помочь ребенку, оказавшемуся во власти синдрома отличника

Для начала необходимо выяснить причины его появления. Возможны две ситуации.

Первая ситуация. Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей.

Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей.

В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Слушайте. Это так просто и так важно!

Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. — Источник

Говорите ребенку о его нужности и ценности самого по себе, и без регалий победителя. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры.

Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение.

Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы.

Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает.

Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.

Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. «Я всегда буду за тебя. Я всегда буду за тобой».

Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним.

Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители.

Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада.

Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя».

Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.

Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки.

Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение. Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына.

Примеры деструктивных установок родителя

  • Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам.
  • Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу.
  • Уроки всегда на первом месте.

Нужно учиться еще лучше! — Источник

  • «Пять с минусом» — плохая оценка.
  • Медаль должна быть. И обязательно — золотая.
  • Необходимо на две головы опережать одноклассников.

Позволительно иногда быть вторым и третьим

Бесспорно, каждый родитель действует во благо. И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных. Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера.

Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка. У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни.

Лучше сосредоточить внимание на ребенке, а не на его регалиях. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь возникновения отвращения к учебе. Не позволяйте вызовам жизни встать между вами. Экзамены, аттестации, олимпиады останутся вскоре лишь воспоминанием. Пусть в этот список никогда не войдут близость, доверие, дружба между вами и ребенком.

Примите тот факт, что не всё в мире совершенно и в этом вся прелесть.

Дети вырастают, синдром отличника превращается в перфекционизм. Для перфекциониста приемлемы только идеальные результаты. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ:

  • впечатляющая работоспособность и высокая мотивация,
  • настойчивость, целеустремленность и сила воли,
  • раскрытие в полной мере талантов и дарований,
  • трудолюбие и стремление к совершенству, без которого невозможны инновации и достижения в науке.

Важно научить ребенка соблюдать баланс между стремлением к успеху и другими аспектами полноценной жизни. — Источник

В наших силах помочь детям и состояться, и быть счастливыми. Наслаждаться и каждым этапом пути, и прибытием в пункт назначения первым.

Понимать: поражение сейчас — не окончательное фиаско, а опыт, альтернативный вариант развития событий. Позволить себе не бежать чужие марафоны. Побеждать там, где это действительно необходимо.

Не вступая в сумасшедшую гонку за первенство во всем. Не платя за успех непомерную цену.

Обложка поста: pixabay.com

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2017/08/22/sindrom-otlichnika-chto-delat-sovety-roditelyam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.