Кто такой олигофрен описание и лечение олигофрении

Содержание

Олигофрен: кто этот человек с симптомами, и раскрываем каждую степень болезни

Кто такой олигофрен описание и лечение олигофрении

Медицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения – это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.

Олигофрен – это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых.

Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения.

Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая.

Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке.

Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

Первой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов.

Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью.

При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий.

Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны.

Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений.

При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот.

Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны.

В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой.

В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью.

Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными.

Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением.

Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих.

Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В.

Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама.

Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/kto-takoy/kto-takoy-oligofren-stepen-otstalosti-simptomy-i-lechenie.html

Олигофрения – механизмы возникновения и способы лечения

Кто такой олигофрен описание и лечение олигофрении

В любые времена рождались «особенные» дети. К сожалению, тенденция рождения таких детей увеличивается с каждым годом. Олигофрения или по-другому малоумие, сегодня диагностируется у 3% населения земного шара. Мальчики в более высокой зоне риска по развитию заболевания, чем девочки 2:1.

Олигофрения – что это такое?

Олигофрения – это врожденное или приобретенное неполное умственное развитие (др.греч. ὀλίγος – малый, маленький, φρήν – ум). Умственная отсталость в международной классификации заболеваний (МКБ – 10) зашифрована под рубриками F 70-79. При слабоумии происходят процессы:

  • снижения навыков, которые возникают в процессе развития человека;
  • задержка общего интеллекта (познавательная, языковая сфера, моторика, социальная дееспособность).

Чем отличается ЗПР от олигофрении?

Задержка психического развития (ЗПР) – общий термин, объединяющий те или иные нарушения в развитии психики. Кто такой олигофрен и какие существуют дифференциальные отличия ребенка с данным диагнозом от страдающего ЗПР:

  1. Олигофрен сложно поддается обучению, дети с ЗПР при соответствующей подобранной программе способны достигать хороших результатов в учебе.
  2. Дети с ЗПР принимают помощь других при освоении интеллектуальных задач и в дальнейшем применяют при аналогичных умственных операциях или задачах. При олигофрении даже многократное усвоение одной интеллектуальной задачи усвоение происходит в незначительной степени (зависит от степени тяжести заболевания).
  3. Олигофрения – это тотальное нарушение мозговых функций, при ЗПР характерна мозаичность (недоразвитие одних функций головного мозга, при полной сохранности других).
  4. ЗПР более свойственна эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм. Олигофрения – это интеллектуальный дизонтогенез.
  5. Дети с ЗПР при должном внимании и обучении, могут становиться полноценными гражданами общества. Олигофрены часто нуждаются в попечительстве и опеке родителей или государства.

Причины олигофрении

Олигофрен = это человек, которому был поставлен диагноз олигофрении. Почему рождаются дети с такой серьезной умственной патологией? Специалисты в области генетики и психиатрии называют множество причин:

  1. Генетические аномалии: дупликации и делеции хромосом (синдром Дауна), дисфункции некоторых генов (синдром хрупкой Х-хромосомы, аутизм, синдром Ретта).
  2. Глубокая недоношенность плода.
  3. Наследственные нарушения обмена веществ (фенилкетонурия)
  4. Тяжелые заболевания матери во время беременности (сифилис, листериоз, токсоплазмоз) и воздействие химических, физических неблагоприятных факторов (употребление психоактивных веществ, облучение).
  5. Резус-конфликт.
  6. Осложненные роды (асфиксия плода, родовые травмы, применение щипцов).
  7. Черепно-мозговые травмы ребенка.
  8. Перенесенные в младенчестве и раннем детском возрасте тяжелые инфекционные заболевания с нейротоксическим воздействием на ЦНС (менингит, менингоэнцефалит).
  9. Педагогическая запущенность в периодах, когда идет бурное развитие когнитивных функций.
  10. Неясная этиология.

Олигофрения – симптомы

Если ребенок олигофрен родился в благополучной семье внимательные родители сразу замечают некоторые особенности, которые настораживают. При легкой степени слабоумия может пройти определенное время, что означает упущенные возможности коррекции. Как распознать олигофрена на раннем этапе – существуют определенные признаки олигофрении в зависимости от степени:

  • аномальное строение черепа (микроцефалы, аноцефалы, гидроцефалы);
  • приплюснутый нос, приподнятые вверх широко расставленные скошенные глаза;
  • эпикантус («третье веко»);
  • нарушения речевых навыков;
  • недоразвитие эмоциональной сферы;
  • мультиорганные поражения;
  • нарушения познавательных функций.

Механизмы возникновения олигофрении предопределяют категорию или вид, к которому будет отнесено заболевание. Существует несколько классификации олигофрении:

  1. Первичная (врожденная) олигофрения (генетические мутации).
  2. Вторичная или приобретенная олигофрения.

Другая классификация олигофрений по М.С. Певзнер (детский психиатр-дефектолог), доработанная в 1979 г.:

  • неосложненная (легкая);
  • с нарушением процессов возбуждения и торможения;
  • с нарушением в работе анализаторной системы;
  • с преобладанием психопатоподобных форм поведения;
  • с выраженной недоразвитостью лобных долей.

Стадии олигофрении

Нарушения при олигофрении протекают в зависимости от тяжести патологии и разделяются по стадиям:

  1. Дебильность – легкая степень олигофрении. Позднее, по сравнению со здоровыми детьми развитие артикуляции, моторики, познавательных функций, дефекты речи. Олигофрения в стадии дебильности характеризуется возрастом на уровне 8-12 лет. Дети обучаются в заведениях специального типа. Уровень IQ 50-69.
  2. Имбецильность – средняя степень. Олигофрен в состоянии адаптироваться в привычной обстановке, самостоятельно удовлетворяет физиологические потребности. Повышенное либидо и половая распущенность, агрессивность в поведении. Представлена в двух формах: невыраженная (соответствует психологическому возрасту 6-9 лет, IQ 35-49;) и выраженная имбецильность (3-6 лет, IQ 20-34).
  3. Идиотия – самая тяжелая степень, при которой самые грубые нарушения интеллекта (менее 30, психологический возраст 1-3 года). Обучение невозможно. Из-за тяжелых поражений организма редко доживают до 30, только при надлежащем уходе.

Олигофрения лечение

Олигофрения болезнь на «всю жизнь» жизнь, исключения составляет заболевание фенилкетонурия, при своевременной диагностике и правильно назначенной диете, ребенок может начать нормально развиваться. Лечение олигофрении тщательно подбирается врачом индивидуально и симптоматическая терапия направлена на поддержание жизненно важных органов и систем.

Резонерство мышления – что это такое? Говоря простыми словами, резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию. Люди, нагромождающие словесные конструкции без цели и смысла, не являются приятными собеседниками, но это чаще проявление психического расстройства, чем дурного воспитания. Идея фикс или навязчивая идея – что это значит? Идея фикс возникает в жизни человека как сверхценная мысль, способная принести успех и победить все страхи. Со временем она развивается в полноценную фобию, создавая почву для развития серьезных психиатрических заболеваний – шизофрении и паранойи.
Навязчивые мысли – откуда они берутся и как от них избавиться? Неприятные навязчивые мысли – настораживающий симптом сложного психического расстройства. Чтобы отличить обсессии от обычной тревожности и понять, необходимо ли лечение, нужно знать признаки данной перегружающей головной мозг человека аномалии. Абулия – причины и способы лечения Абулия – психическое состояние, при котором человек теряет способность принимать решения. Все, что требует участия воли, становится недоступным. При усугублении синдрома теряется личность, оставляя только тело, неспособное к простейшему самообслуживанию.

Источник: https://womanadvice.ru/oligofreniya-mehanizmy-vozniknoveniya-i-sposoby-lecheniya

Олигофрения

Кто такой олигофрен описание и лечение олигофрении

Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного.

Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1.

Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию — типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

— олигофрения неосложненная;

— осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

— дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

— неосложненная;

— осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

— олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

— умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

— олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В. Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С. Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D. Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E. Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 — снижение интеллекта

2 — общее системное недоразвитие речи

3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 — некритичность мышления, конкретность

6 — малопродуктивность памяти

7 — недоразвитие познавательных интересов

8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Формы олигофрении

Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.

Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса — Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).

К отдельным формам олигофрении относятся истинная (первичная), а также ложная (вторичная).

Олигофрения у детей

Соматически дети относятся к практически здоровым, однако для олигофрении характерно стойкое недоразвитие психики.

Олигофрения у детей проявляется в познавательной, в эмоционально-волевой сфере, а также глубоком своеобразии. Детская олигофрения позволяет больным развиваться, однако существенно атипично, замедленно, зачастую с резкими отклонениями.

Олигофрения у детей после формирования речи встречается редко, однако её одной из разновидностей выступает деменция — слабоумие. При деменции, интеллектуальный дефект у детей необратим, поскольку идет прогрессирование заболевания, приводящее к распаду психики.

Исключения представляют те случаи, при которых у ребёнка имеется умственная отсталость, протекающая с психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией), усугубляющим основной дефект. Прогноз развития таких детей зачастую неблагоприятный.

Отечественная дефектология, олигофренов разделяет на такие группы: дебилы, имбецилы, идиоты.

Олигофрения в стадии дебильности характеризуется легкой степенью умственной отсталости. Эти дети представляют основной контингент для спецсадов и спецшкол для умственно отсталых учащихся.

Олигофрения в стадии имбецильности и идиотии проявляется в средней или глубоко выраженной отсталости. Такие дети живут в семьях или в интернатных учреждениях соцзащиты, где пребывают пожизненно.

Малыши-олигофрены с поражениями головного мозга растут нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энурезов. Для них свойственна инертность нервных процессов, а также нежелание общаться с окружающим миром.

Зачастую потребность общения у ребёнка дошкольника и не возникает вовсе, поэтому дети не способны общаться с ровесниками.

Признаки олигофрении у детей

Детская олигофрения проявляется в неумении действовать по образцу, по словесной инструкции, по подражанию, поскольку спонтанность усвоения общественного опыта резко снижена. Наличие ситуативного понимания речи наблюдается до поступления в школу. Больному ребенку требуется больше вариативных повторений, чем обычным детям.

Признаки олигофрении у детей отмечаются в недоразвитии видов деятельности — игры, конструирования, рисования, элементарного бытового труда. Детская олигофрения проявляется в недостаточном интересе ко всему окружающему. Малыши до года не тянутся к игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только достигая возраста 3-х — 4-х лет, умственно отсталые детишки проявляют интерес к игрушкам.

Дети-олигофрены, не посещающие специальные учреждения и не имеющие контактов со специалистами-дефектологами, имеют до конца дошкольного периода графическую деятельность на уровне кратковременного, бесцельного, хаотического чиркания.

Характеристика олигофрении у детей включает отставания в сенсорном развитии, отставания в произвольном внимании —  невозможности длительно концентрировать внимание, а также одновременно осуществлять разные виды деятельности.

Действия детей являются хаотическими, а восприятие характеризуется недифференцированностью, а также узостью. Все умственно отсталые дети, имеющие речевые отклонения, поддаются коррекции. Речевой слух развивается у детей с отклонениями и опозданиями.

По этой причине отсутствует или очень поздно появляется лепет.

Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке становления речи, а у некоторых детей отсутствует речь и к 5-ти годам. Огромные трудности вызывают решения задач, от которых требуется наглядно-образное мышление. Память таких детей отмечается малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного, а также наглядного материала.

У детей-олигофренов превалирует непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого, привлекающего, а произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.

Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в безынициативности, несамостоятельности, импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека.

Для таких детей свойственна недостаточная дифференцированность, ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

Лечение олигофрении у детей

Разделение детей по степени отсталости и определение их в интернаты, специальные школы зачастую не имеет положительного результата. При условии если ребёнок живет дома, то домашняя атмосфера способствует к освоению разных навыков, поскольку он пытается играть со сверстниками, общаться, учиться. Помощь родных помогает малышам в развитии, а также адаптации в обществе.

Как показывает практика, даже очень тяжёлые дети после правильного обучения, желают общения и активности. Больные дети с интересом следят за детьми, а также за взрослыми и со временем начинают интересоваться игрушками. Через доступные игры идет взаимодействие с педагогом, далее следует обучение навыкам (пить из чашки, есть ложкой, одеваться).

Особенности межличностных взаимоотношений состоят в том, что ребенок пребывает в зависимости от коммуникативной помощи, а также поддержки. Ребенок испытывает трудности в осознании того, что его вокруг окружает, а люди часто затрудняются понять его.

Поскольку он выступает слабым партнёром по общению, то вероятно отдаление от любого контакта, или проявление коммуникативного негативизма — аутоагрессии, возникновения страха, беспокойства, агрессии.

Лечение олигофрении у детей включает следующие педагогические моменты: принятие олигофрена на равных условиях, как собеседника; создание доверительного общения, соблюдение взаимного сближения.

Отсутствие детской активности, общая слабость, отставание в развитии способны привести к чрезмерной заботе со стороны родителей, тем самым мешать самостоятельному становлению.

Кроме семьи очень важно вхождение в группу сверстников: детсадовскую группу, небольшую игровую группу, или школьный класс с обязательной воспитательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в существенной мере зависит от воспитания.

Отличия в овладении навыками тянутся от беспомощности до независимости, а также свободы в общении; от агрессивного состояния до проявления доверия и любви.

Олигофрения: причины, стадии и методы лечения

Кто такой олигофрен описание и лечение олигофрении

Олигофрения – совокупность симптомов, характеризующих слабоумие, задержку умственного развития и проблемы с социализацией. Развивается чаще всего в период внутриутробного формирования или в раннем детстве.

Пациенты с диагнозом «олигофрения» способны к обучению – они умеют читать, писать и выполняют простые математические примеры. Они способны освоить простую работы и самостоятельно обслуживают себя. Достаточно часто люди с такой патологией создают семью и производят потомство.

Социализация больного зависит степени слабоумия и поведения человека. Если больной не проявляется агрессии и является достаточно добродушным, адаптация в обществе проходит гораздо проще и быстрее.

При повышенной возбудимости и раздражительности пациент плохо социализируется.

Чаще всего у таких больных появляется склонность к бродяжничеству, приему токсических веществ и они часто попадают под чужое негативное влияние.

Симптомы олигофрении

Клиническая картина зависит от стадии олигофрении. Однако к общим симптомам относится:

  • Задержка речевого развития.
  • Проблемы с социализацией и адаптацией в обществе.
  • Нарушение концентрации внимания и неусидчивость.
  • Неадекватность поведения, проблемы в соблюдении режима и трудности в учебе из-за плохого запоминания.
  • Больных часто тревожат мигрени, наблюдается паралич конечностей.
  • Нарушение эмоционального развития и формирования личности.
  • Задержка физического развития (неправильное строение черепа, непропорциональность частей тела, отставание в половом созревании).
  • У больных с олигофренией часто встречаются различные патологии: заячья губа, маленькая голова, большое приплюснутое лицо и др.

Профилактика олигофрении

К превентивным мерам олигофрении относится:

  • Консультация семьи, у которых в семейном анамнезе есть больные с олигофренией.
  • Тщательное планирование беременности и прохождение необходимым обследований до зачатия.
  • Своевременная постановка на учет и регулярное посещение акушера-гинеколога, который ведет беременность.
  • Ведение здорового образа жизни: отказ от вредных пристрастий, тщательная забота а своем здоровье, избегание физического переутомления и эмоциональных стрессов.
  • Правильное рождение ребенка, которое исключает травмирование головы ребенка.

В некоторых случаях возможно развитие осложнений: проблемы с социальной адаптацией, сильная задержка развития и нарушение трудовой деятельности. В некоторых случаях возможно развитие антисоциального поведения, суицидальные наклонности и др.

страница » Заболевания » Неврология

Источник: https://24doctor.info/disease/oligofreniya/

Олигофрен: кто это такой, что такое олигофрения, ее положение в степени дебильности, признаки, причины, лечение

Кто такой олигофрен описание и лечение олигофрении

Олигофрен &#8212, человек, страдающий недоразвитием интеллекта и расстройством психики. Нуждается в уходе и присмотре со стороны здоровых людей.

Психическое недоразвитие приводит к нарушению познавательных процессов, ухудшению памяти, ограниченному словарному запасу. У пациентов отсутствуют инициатива, способность самостоятельно принимать решения. Им трудно коммуницировать с окружающими, включая сверстников.

Общая характеристика олигофрении

В разных странах распространенность заболевания колеблется от 0,7 до 3%. Олигофрения &#8212, слабоумие, врожденное или приобретенное (до 3-х лет). Характеризуется недоразвитием головного мозга (часто внутриутробным), выражается в расстройствах психических функций и интеллекта.

Проявлением патологии становятся проблемы с функционированием опорно-двигательного аппарата, речи, снижение интеллектуального и эмоционального развития.

Заболевание чаще встречается у мальчиков, диагностируется до 18 лет (тяжелую форму диагностируют уже в первые годы жизни). При легкой форме патологии труднее оценить интеллектуальные способности и психическую недоразвитость, т. к. детская психика еще только формируется.

Олигофрены могут неправильно реагировать на ситуацию или окружающую обстановку.

Причины возникновения и симптомы патологии

Иногда обнаружить причину патологии невозможно. Заболевание развивается под действием многих причин, таких как:

  • негативное влияние в процессе родовой деятельности или до 3-летнего возраста (гипоксия, асфиксия, резус-конфликт, гидроцефалия и др.),
  • внутриутробное поражение плода (краснуха, токсоплазмоз, гормональные нарушения),
  • отягощенная наследственность (микроцефалия, синдром Дауна и др.).

Патологическое состояние олигофрения, симптомы которой сопровождают следующие патологии:

  • гидроцефалия &#8212, в желудочках мозга скапливается жидкость в результате нарушения оттока,
  • микроцефалия &#8212, небольшой размер черепа и мозга,
  • токсоплазмоз &#8212, заболевание, вызываемое паразитами,
  • фенилкетонурия &#8212, образование большого количества вредного продукта распада, связанное с нарушением метаболизма фенилаланина,
  • болезнь Дауна &#8212, у пациентов характерный внешний вид, в разной степени нарушение развития (психического и физического).

Характерные для патологии проявления:

  • всесторонняя задержка развития (память, концентрация внимания, восприятие, мышление и др.),
  • нарушение абстрактного мышления (мыслят ситуационно, как дети в 2-3 года),
  • ограниченный словарный запас, короткие фразы. Пациенты с легкой степенью умственной отсталости способны научиться читать, при тяжелой &#8212, читают по буквам, не понимая смысла,
  • рассеянное внимание, не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются,
  • ослабленная память,
  • отсутствует способность ориентироваться во внешнем мире, легко поддаются внушению, не могут принять правильное решение,
  • в некоторых случаях сильное отставание в физическом развитии.

Степени и формы олигофрении

У заболевания есть несколько степеней, они зависят от проявления умственных нарушений. Различают следующие степени олигофрении:

  • идиотия (IQ от 50 до 70 баллов) &#8212, тяжелая степень, диагностировать можно у детей первого года. Не развиты мышление и речь, отсутствуют простейшие навыки самообслуживания, не умеют различать вкусовые качества, поэтому могут жевать несъедобные предметы. Издают нечленораздельные крики, не способны осмыслить окружающее. Дети не подлежат обучению, им требуется постоянная помощь и надзор,
  • имбецильность (IQ от 20 до 50 баллов) &#8212, умеренная степень отсталости. Обнаруживается в раннем периоде развития, дети позже начинают сидеть и ходить. Ограничен словарный запас, понимают простую речь, могут произносить несложные фразы. Их можно научить простейшим навыкам самообслуживания, простой физической работе. Не способны ориентироваться в жизни самостоятельно, им требуется постоянная опека,
  • дебильность (IQ меньше 20 баллов) &#8212, легкая степень отсталости. Со временем могут овладеть речью, способны ухаживать за собой самостоятельно. Мыслят шаблонно, не способны критично оценивать свои поступки. После овладения простой профессией могут вести жизнь самостоятельно.

Олигофрения в степени дебильности делится на стадии:

  • IQ от 65 до 69 баллов &#8212, легкая дебильность,
  • IQ от 60 до 64 баллов &#8212, умеренная,
  • IQ от 50 до 59 баллов &#8212, тяжелая.

Существуют формы дебильности:

  • более распространенная &#8212, стеническая: уравновешенная (пациенты добродушные и общительные) и неуравновешенная (вспыльчивые, с частой сменой эмоций),
  • астеническая &#8212, с эмоциональной неустойчивостью, быстрой утомляемостью,
  • атоническая &#8212, отсутствие возможности проявлять рациональное поведение,
  • дисфоническая &#8212, редко встречающаяся, с выраженным эмоциональным расстройством, агрессивным поведением.

Способы диагностики и лечения

При постановке диагноза олигофрения учитывают симптомы, указывающие на задержку психического и физического развития, анамнез, данные дополнительных методов исследования.

Во время беседы с пациентом доктор обращает внимание на словарный запас, абстрактное мышление, самооценку, восприятие окружающего. Оценка процессов проводится с применением психологических тестов.

Пациенту предлагают запоминать слова, пересказывать небольшие истории, объяснять смысл пословиц, сравнивать понятия. Кроме психологического тестирования проводится лабораторное (пробы на токсоплазмоз, врожденный сифилис и др.) и инструментальное (ЭКГ, МРТ мозга) обследование.

Несмотря на существование различных медикаментозных препаратов, предназначенных для корректирования умственной отсталости, врач назначает их с учетом особенностей заболевания:

  • при развитии болезни на фоне патологий со стороны щитовидной железы назначают препараты с содержанием йода и гормоны,
  • при фенилкетонурии удается справиться без применения лекарственных средств, достаточно отрегулировать режим питания,
  • при кретинизме назначают гормональные средства.

С целью коррекции умственной отсталости применяют ноотропные средства (Пантогам, Пирацетам, Аминалон). Они улучшают процессы, протекающие в головном мозге.

Для лечения фобий, страхов, агрессии, перевозбуждения применяют Феназепам.

Нарушения поведения корректируют с помощью нейролептиков или транквилизаторов. Пациенту требуется индивидуальный подход в процессе обучения, занятия с логопедом и психологом для адаптации в обществе.

Загрузка…

Источник: https://beauty-love.ru/zdorove/zdorovoe-pitanie/kto-takoy-oligofren-opisanie-i-lechenie-oligofrenii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.