Причины Заикания

Содержание

Почему люди заикаются: причины и решение проблемы

Причины Заикания

Заикание у взрослых или детей является речевым нарушением, которое проявляется в виде повторяющихся слогов, букв, выражений, сокращений слога. Человек во время разговора запинается, останавливается, волнуется, «глотает» слова, речевой темп разрывается. На вопрос «почему люди заикаются» существует несколько ответов.

Причины заикания

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Биологические предпосылки (наследственность)

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это нарушение речи может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

Физиология

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Психология

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4.  Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение.

    Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.

  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов.

    Развитие страха общения.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма — кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма  — длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

Течение заикания

  1. Долговременное — когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое — некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив — после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Клиническая форма заикания

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга.

К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог.

Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Как происходит развитие заикания

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия.

В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (ой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи).

В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Специалисты

Лечение заикания у детей и взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания.

Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время.

Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/pochemu-lyudi-zaikayutsya.html

Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

Причины Заикания

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

Причины

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • последствия контузии у взрослых;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;

Типы и формы нарушения речи

В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

По формам различают:

ФормаХарактеристика
Тоническая формаУ человека в процессе разговора может возникнуть незначительная пауза в речи, или растяжение какого-нибудь звука («п…..палас»)
Клоническастя форма.Происходит навязчивое повторение слогов, звуков либо же слов («та-та-та-та-можня»)
Смешанная форма.Является чем-то средним между первыми двумя типами. («п…ппо-бе-да»).

Классификация на основе этиологических факторов возникновения нарушения речи:

ФормаХарактеристика
Неврозоподобная форма.У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить;
Невротическая форма (логоневроз).Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс.

Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке.

Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги.

У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение. С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

Симптомы

Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Нарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова;
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи;
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание;
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.

Проявления у детей

Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность . Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления.

Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью.

Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку.

Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание.

Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Особенности психологии заикающихся людей

В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

Методы коррекции

Наука, которая занимается проблемами заикания, называется логопедией.

Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить.

Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться.

Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

Медикаментозная терапия

Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

Физиотерапия и ЛФК

Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека.

При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками.

Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

Можно ли справиться самостоятельно?

Некоторые родители, выискивая способ как избавиться от заикания, прибегают к помощи различных народных методов и «бабок-шепталок», которые лечат испуг у детей. Но это может быть еще одной психотравмирующей ситуацией для маленького ребенка, и затягивает традиционное лечение в дальнейшем.

Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?».

Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук.

В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек  может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

Тактика родителей

Самое главное в лечении заикания у детей — это профилактика.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи.

Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования.

Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/zaikanie.html

Заикание у взрослых

Причины Заикания

Плавная, внятная речь естественна и привычна для человеческого слуха. Неуместные паузы, частые повторы или растягивания звуков и слогов, иные отклонения от нормального темпа и плавности разговора бывают свойственны взрослым людям, страдающим заиканием. Дефекты речи в зрелом возрасте часто сопровождаются непроизвольными, импульсивными движениями конечностей или тиками мышц лица.

С древних времён медицина считала речевые затруднения проявлением болезни, а не простым недостатком. Успешных и проверенных методик лечения долгое время не существовало, хотя врачи стремились к этому. Лишь к концу 19-го века феномен заикания был достаточно изучен, чтобы дать почву для разработки системных мер помощи пациентам.

Диагноз, который ставится заикающемуся человеку, учитывает не только внешнее проявление речевых нарушений, но и их психоневрологическое происхождение. В реабилитации больных принимают участие логопеды, неврологи, психологи и психотерапевты. Практика подтверждает, что даже упорное, многолетнее заикание, начавшееся в раннем возрасте, может быть скорректировано.

Особенности заикания у взрослых

В числе десяти людей, страдающих заиканием, семеро окажутся мужчинами. Женщины более устойчивы эмоционально, сама природа защитила их от речевых проблем. Расположены к возникновению дефекта и левши. Эти обстоятельства подтверждают причастность особенностей строения мозга к нарушениям речевых функций.

Если свидетель стрессовой ситуации наблюдает неожиданное появление заикания у потрясённого человека, то жертве обстоятельств можно попытаться помочь. Известны случаи, когда горячий чай или глоток спиртного восстанавливали нормальный темп речи, не давая образоваться устойчивым искажениям. Такая «скорая помощь» не исключает необходимости дальнейшего лечения больного у невропатолога.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении. «Про себя» люди говорят без затруднений, даже если дефект имеет максимальное внешнее воплощение.

Этот факт говорит в пользу возможности излечения от недуга.

Лечение

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Авторские методики коррекции заикания

Широко известны авторы многих методик, имеющих хорошие результаты.

  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Внезапно развившееся заикание может быть первым признаком инсульта. Все симптомы и неотложная помощь.
В редких случаях к заиканию может привести травма головного мозга. Подробный материал о черепно-мозговых травмах здесь.

Что можно сделать самостоятельно

Лечение заикания невозможно без освоения приёмов самопомощи. Оптимальные советы пациент получает от опытного врача после обследования и прохождения курса лечения.

Ставка на исключительно самостоятельную работу может принести успех в случаях лёгких степеней логоневрозов.

К методам, доступным для применения самими пациентами, относится аутотренинг и дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Преодоление заикания во многом зависит от установки человека на достижение желанной цели. Первоначальная помощь специалистов актуальна как в лечебном, так и в методическом аспекте. Положительная динамика в состоянии человека, страдающего от речевых дефектов, способна вдохновить его на достижение всё более высоких результатов и привести к полному выздоровлению.

Ниже следует фрагмент передачи “НТВ Утро”, в которой говорится о проблеме заикания:

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaikanie-u-vzroslyh.html

Причины возникновения заикания у детей и взрослых

Причины Заикания

Речь (умение словесно выражать свои мысли и чувства) – это навык, и абсолютно необходимый для каждого человека, ведь только с его помощью возможно полноценное функционирование социума.

Возможность общаться для людей так же естественна, как умение самостоятельно есть, пить, передвигаться и т. д.

Однако далеко не всегда этим навыком получается овладеть в должном объеме: согласно статистике, до дести процентов населения страдают нарушением речевого развития.

Данная статья содержит в себе подробную информацию об одном из отклонений в функционировании речевого аппарата – заикании. Представлено пояснение о данном диагнозе, разбирается симптоматика заикания и причины его появления.

Первые сигналы

Сам по себе диагноз заикания называется логоневрозом и может проявляться в нескольких стадиях. Если в самой слабой оно почти никак не ухудшает качество жизни, то на сильнейших стадиях развития логоневроз может стать причиной серьезных проблем нахождения в социуме.

Для того чтобы не допустить развития этого заболевания, необходимо начать принимать меры сразу после обнаружения первых симптомов заикания:

  1. в начале речи человек часто запинается и делает длинные паузы;
  2. ритм речи человека на слух кажется неестественным, какие-то звуки слишком растянуты, какие-то, наоборот, проглатываются, слова «рвутся» и т. д.
  3. проявление побочных симптомов – нервного тика, гримас и т. д.

Для того чтобы лечение было как можно более быстрым и эффективным, к врачу необходимо обратиться сразу же, как только были замечены первые признаки задержки речевого развития. Справиться с этой проблемой гораздо легче на ее начальных этапах – работа над ней займет меньше времени и усилий.

Группы симптомов заикания

Речевая симптоматика заикания распределяется на несколько групп:

  • Дыхательная. Когда у человека нарушен правильный ритм звуков, он делает куда более глубокие вдохи. Соответственно, из-за сопротивления органов артикуляции, легким приходится пропускать через себя куда большее количество воздуха, чем при нормальной речи. Примечательно, что выдыхает при этом человек очень коротко, причем не только во время речи, но и в состоянии покоя.
  • Голосовая. Звуки, которые произносят заикающиеся люди, звучат резко и «рвано», в их речи отсутствуют плавные переходы. Уловить отрывистую работу звукового аппарата также можно, понаблюдав за гортанью – при заикании она движется вверх-вниз очень быстро и резко выдвигается вперед.
  • Артикуляционная. Проявления симптомов логоневроза через органы артикуляции хорошо заметны внешне: человек не может высунуть зык прямо (он обязательно будет отклоняться), носовая перегородка является кривой (что также влияет и на обонятельные функции) и т. д.
  • Замаскированная (психологическая). Маскирующие симптомы заикания – это своеобразные психологические уловки, которые люди используют для полноценной реализации себя в обществе (на самом деле, эти действия никак не являются необходимостью, а делаются только для того, чтобы сам человек чувствовал себя увереннее). К таким уловкам относится употребление большого количества слов-паразитов, коверкание речи, намеренные длительные паузы между словами и т. д.

Диагностика

Логоневроз может начать проявлять себя в любом возрасте – несмотря на то, что он традиционно считается детской болезнью, у зрелых людей также встречается. Очень важно вовремя определить заболевание и начать коррекцию заикания (определяются в зависимости от стадии логоневроза), чтобы не усугубить ситуацию еще больше.

Несмотря на то, в каком возрасте был поставлен диагноз заикания, работать над проблемой должны, в первую очередь, следующие два специалиста:

  1. логопед («настраивает» артикуляционные органы на нормализацию речи пациента, проводит активную и пассивную гимнастику, учит правильному положению языка и губ для связной речи);
  2. психолог (работает с внутренними блоками пациента, учит его преодолевать страхи (иногда заикание у зрелых людей возникает как раз из-за страхов, пережитых ими в далеком детстве), восстанавливает нормальный эмоциональный фон, необходимый для общения с людьми так же сильно, как связная речь).

Если вовремя отреагировать на первые сигналы о нарушениях развития речевого аппарата, то риски потом столкнуться с неприятными последствиями значительно снижаются.

Запущенные случаи заикания встречаются куда реже – сам человек может даже не замечать, как он заикается, это делают его близкие, и, соответственно, стараются избавить от проблемы до того, как она стала серьезной помехой для жизни человека в социуме.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/prichiny-zaikaniya.html

Типы и виды заикания, диагностика

Причины Заикания

Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

По причине возникновения *

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.

  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA.

    Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения.

Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

По типу речевых судорог

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

По локализации речевых судорог

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: ые, дыхательные и артикуляционные.

  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора ые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная ая судорога – ые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги – при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания. 

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.  

По степени тяжести

  • Легкая степень заикания – когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.

  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.

  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.  

Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.

  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь.

    Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.

  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором.

    Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

По степени логофобии

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

По характеру течения

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток.

    Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.

  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный.

    При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.

  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков.

    Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.

  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

Источник: https://zaikanie.info/tipy-formy-zaikaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.